Меню

Биржевые облигации имеют следующие характеристики



Биржевые облигации. Общие сведения.

Что такое биржевые облигации?

  • выпуск биржевых облигаций не требует государственной регистрации в Банке России, регистрация выпуска биржевых облигаций осуществляется ПАО Московская Биржа (далее – Биржа) одновременно с допуском таких биржевых облигаций к организованным торгам.
  • биржевые облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентного дохода по ним и прав, возникающих из обеспечения, предоставляемого по таким облигациям.
  • биржевые облигации могут размещаться только по открытой подписке (то есть предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц). Исключение составляют: 1) биржевые облигации с ипотечным покрытием, которые могут размещаться путем закрытой подписки, при условии, что биржевые облигации хотя бы одного из выпусков, обеспеченных залогом одного ипотечного покрытия, размещаются путем открытой подписки и допускаются Биржей к организованным торгам; 2) биржевые облигации, предназначенных для квалифицированных инвесторов, которые размещаются по закрытой подписке, при условии, что такие облигации допускаются Биржей к организованным торгам, за исключением субординированных облигаций кредитных организаций и облигаций, предусмотренных статьями 27.1-1 и 27.5-7 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
  • по биржевым облигациям может быть предоставлено обеспечение в форме поручительства или независимой гарантии, залоговое обеспечение предусмотрено только для биржевых облигаций с ипотечным покрытием, предусмотренных Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах».
  • выплаты по биржевым облигациям могут осуществляться только деньгами.
  • биржевые облигации выпускаются в бездокументарной форме, централизованный учет прав на них осуществляет центральный депозитарий.
  • биржевые облигации могут быть размещены, как в рамках программы биржевых облигаций, так и отдельным выпуском, как с проспектом биржевых облигаций (или предоставлением уведомления о составлении проспекта биржевых облигаций), так и без проспекта (без представления уведомления о составлении проспекта биржевых облигаций).
  • биржевые облигации могут являться ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, если такие облигации допускаются Биржей к организованным торгам, за исключением субординированных облигаций кредитных организаций и облигаций, предусмотренных статьями 27.1-1 и 27.5-7 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
  • биржевые облигации не могут являться облигациями без срока погашения (бессрочные).
  • биржевые облигации не могут быть конвертируемыми (погашение осуществляется только деньгами).
  • Биржа вправе устанавливать дополнительные требования к регистрируемым биржевым облигациям и (или) к их эмитентам.
  1. Кто может выпустить биржевые облигации?

    Биржевые облигации могут выпускать:

    • Корпоративные организации
    • Государственные корпорации и государственные компании
    • Унитарные предприятия

    Организации, планирующие размещение и разместившие выпуск биржевых облигаций, именуются эмитентами биржевых облигаций.

    Для того, чтобы Биржа смогла зарегистрировать выпуск биржевых облигаций, эмитент таких облигаций должен иметь уникальный код эмитента, присваиваемый Банком России. В случае, если ранее эмитент не обращался в Банк России за государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг, код эмитента может получить для него Биржа в ходе оказания услуги по предварительному рассмотрению эмиссионных документов, регистрации выпуска биржевых облигаций или программы биржевых облигаций. Для этого эмитенту рекомендуется направить с использованием системы «Личный кабинет эмитента» вместе с документами, необходимыми для такой регистрации, заполненную Форму запроса кода эмитента.

    Этапы эмиссии биржевых облигаций должны соответствовать процедуре эмиссии эмиссионных ценных бумаг, предусмотренной статьей 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

    Примерная последовательность действий, связанная с размещением биржевых облигаций, выглядит следующим образом:

    1. предварительный этап: эмитент разрабатывает концепцию и параметры выпуска биржевых облигаций, определяет цели эмиссии и направления использования средств, полученных от размещения биржевых облигаций, определяет потенциальных инвесторов и лиц, которые будут оказывать услуги по организации размещения (организатор) и по размещению биржевых облигаций (андеррайтер). В случае, если эмитент ранее не размещал облигации, выпуск которых зарегистрирован Банком России, на этом этапе эмитент биржевых облигаций также должен обсудить планируемое размещение с командой биржи по работе с эмитентами.
    2. решение о размещении или утверждение программы: принятие уполномоченным органом управления эмитента корпоративного решения о размещении биржевых облигаций (в случае размещения отдельного выпуска) или об утверждении программы биржевых облигаций (в случае размещения биржевых облигаций в рамках программы), при этом проект программы биржевых облигаций уже должен быть подготовлен (форма и содержание программы облигаций устанавливается Положением Банка России «О стандартах эмиссии ценных бумаг»).
    3. утверждение проспекта биржевых облигаций: принятие уполномоченным органом управления корпоративного решения об утверждении проспекта биржевых облигаций, при этом проект проспекта биржевых облигаций уже должен быть подготовлен (форма и содержание проспекта ценных бумаг устанавливается Положением Банка России «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»). Данное решение не принимается, если размещение биржевых облигаций будет осуществляться без регистрации проспекта биржевых облигаций Составление и регистрация проспекта ценных бумаг не требуется только при соблюдении одного из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
    4. регистрация программы биржевых облигаций (если выпуск биржевых облигаций планируется размещать в рамках такой программы): подача на Биржу заявления и всех требуемых в соответствии с Правилами листинга документов с последующей регистрацией Биржей программы биржевых облигаций и присвоения такой программе регистрационного номера.
    5. подготовка решения о выпуске биржевых облигаций: составление и подписание уполномоченным лицом эмитента решения о выпуске биржевых облигаций (как для отдельного выпуска, так и для выпуска, размещаемого в рамках программы биржевых облигаций), содержащего права, закрепленные биржевой облигацией, и иные формализованные требования. Решение о выпуске биржевых облигаций – основной правоустанавливающий документ по выпуску биржевых облигаций (форма и содержание решения о выпуске ценных бумаг устанавливается Положением Банка России «О стандартах эмиссии ценных бумаг»).
    6. регистрация выпуска: подача на Биржу заявления и всех и всех требуемых в соответствии с Правилами листинга документов с последующей регистрацией Биржей выпуска биржевых облигаций, присвоением такому выпуску регистрационного номера и допуском этих биржевых облигаций к организованным торгам (включением их в Список ценных бумаг, допущенных к торгам)
    7. публикация документа, содержащего условия размещения: составление, согласование с Биржей, подписание уполномоченным лицом эмитента и публикация документа, содержащего условия размещения биржевых облигаций (форма и содержание документа, содержащего условия размещения облигаций, устанавливается Положением Банка России «О стандартах эмиссии ценных бумаг»); регистрация документа, содержащего условия размещения биржевых облигаций, не требуется
    8. размещение: определение даты начала размещения биржевых облигаций и непосредственно отчуждение биржевых облигаций эмитентом (в том числе через андеррайтера) первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок на торгах Биржи;
    9. подведение итогов размещения: у эмитента нет обязанности направлять отчет об итогах выпуска биржевых облигаций, уведомление Банка России об итогах размещения биржевых облигаций осуществляется учетной системой (депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав по биржевым облигациям);
    10. заключительный этап: поддержание обращения биржевых облигаций на вторичном рынке, исполнение эмитентом обязательств (выплата купонов, номинальной стоимости), раскрытие эмитентом информации в течение всего периода обращения выпущенных им биржевых облигаций, соблюдение интересов инвесторов.
    • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
    • Федеральный закон от 27.12.2018 N 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг»
    • Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»
    • Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»
    • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
    • Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
    • Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
    • Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
    • Положение Банка России от 21.04.2020 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг»
    • Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (до 01.10.2021)
    • Положение Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (с 01.10.2021)
    • Положение Банка России от 24.02.2016 № 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам»
    • Правила листинга ПАО Московская Биржа в действующей редакции.

    Уважаемые посетители сайта, чтобы отправить свое предложение или задать вопрос, используйте форму обратной связи.

    Мы ценим Ваше мнение и обязательно рассмотрим Ваши вопросы и в случаях, когда это возможно, подтвердим получение Письма и предоставим письменный ответ.

    В случае наличия обоснованных и существенных претензий, Биржа совместно с Экспертными Советами примет меры по разработке и реализации соответствующих изменений.

    Источник

    Биржевая облигация

    Биржевая облигация (БО) – обязательство компании, выпускаемое по упрощенным правилам. В отличие от классических облигаций, выпуск БО не требует государственной регистрации, этим занимается биржа. Размещение БО происходит через открытую подписку на бирже, там же они и обращаются. Проспект эмиссии биржевых облигаций включает меньше информации, чем проспект эмиссии обычных облигаций. Кроме того, биржевые торги данными бумагами могут начаться уже на следующий день после размещения, в то время как для традиционных облигаций этот срок может превышать один месяц.

    Упрощение процедуры выпуска таких облигаций накладывает на эмитента определенные ограничения. Компания должна существовать как минимум три года, а ее акции или другие облигации к моменту выпуска БО должны котироваться на данной бирже, срок исполнения обязательств по БО – не более трех лет. При этом компания, выпускающая такие бумаги, может получать оплату за них и возвращать инвесторам долг и проценты только деньгами. Никаких других прав у покупателя биржевых облигаций, помимо получения дохода, нет.

    Биржевые облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в расчетном депозитарии.

    В российской деловой практике биржевые облигации появились относительно недавно: законодательная база по ним была готова в конце 2007 года. Тогда же должно было произойти первое размещение – ОАО «Аптечная сеть 36,6» зарегистрировало выпуск своих бумаг. Однако из-за ситуации на рынке ОАО отказалось от эмиссии, поэтому первопроходцем в марте 2008 года стала компания «РБК Информационные Системы», которая привлекла 1,5 млрд рублей под 12,25% годовых сроком на один год. В марте 2009 года стало известно, что «РБК Информационные Системы» допустили дефолт, отказавшись выплачивать инвесторам долг и проценты по нему.

    Тем не менее удобный и выгодный инструмент получил развитие: к настоящему моменту им воспользовались более сотни российских компаний.

    Подробнее ознакомиться с облигациями и сформировать свой инвестиционный портфель можно здесь.

    Источник

    ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ
    ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ

    «Форма выпуска облигаций имеет свои особенности в части необходимых этапов подготовки и предоставляемых документов. Программа облигаций позволяет использовать гибкий подход к привлечению финансирования путем размещения облигаций.»

    ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ И БИРЖЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ. ПРОГРАММЫ БИРЖЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ

    В главе представлены базовые требования к корпоративным и биржевым облигациям , участники процесса выпуска и направления работ, требования к эмиссионной документации, краткое описание процесса эмиссии облигаций с акцентом на размещение в рамках Программы биржевых облигаций , как наиболее удобного и оптимального формата сделки. В контексте данного материала под « корпоративными облигациями » понимаются облигации, регистрирующим органом которых является Банк России, под « биржевыми облигациями », — регистрирующей организацией которых является Биржа .

    1. Базовые требования, участники процесса и направления работ

    ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ

    Первыми шагами в подготовительной работе являются проверка соответствия эмитента и будущего инструмента базовым требованиям нормативного регулирования (схема 1), анализ факторов инвестиционной привлекательности инструмента и выработка возможных мер по ее повышению. Закон позволяет размещать облигации без регистрации проспекта, базовые требования в этом случае имеют особенности[1].

    Схема 1. Базовые требования для допуска облигаций к размещению

    С проспектом или без ?

    Схема 2. Проспект не требуется:

    * в данном материале рассматриваются только выпуски с обращением на организованных торгах биржи, выпуски коммерческих облигаций с регистрацией в НРД и внебиржевым обращением не рассматриваются.

    Сделки без регистрации проспекта, за исключением последнего варианта, являются скорее частными случаями. Это удобно, например, при клубных сделках, при размещении компаний малой капитализации, в случае нормативных ограничений на размещение только среди КИ или ограничений на раскрытие информации, в случае отсутствия или длительной подготовки МСФО , которая должна быть включена в проспект. Такие выпуски можно включить только в Третий уровень, котировальный список Первого и Второго уровня для них не доступен. Однако в ряде случаев перевод в котировальный список возможен позже, в случае регистрации проспекта «впоследствии».

    Последний вариант означает, что проспект регистрируется одновременно с Программой. Таким образом, он распространяется на все выпуски, размещаемые в рамках программы в течение года, и регистрировать с каждым выпуском его не надо.

    Законодательство позволяет, условно говоря «опытным» эмитентам, вместо проспекта предоставлять на регистрацию уведомление о составлении проспекта. Это означает, что эмитент, тем не менее, составляет проспект, утверждает его уполномоченным органом и публично раскрывает, при этом на регистрацию программы/выпуска проспект не предоставляется. Получение Биржей или ЦБ РФ уведомления о составлении проспекта влечет за собой те же правовые последствия, что и регистрация проспекта[4]. Такая возможность есть при одновременном соблюдении условий:

    • срок существования эмитента не менее 3 лет;
    • в отношении эмитента не введена процедура банкротства;
    • эмитент в течение последних 3 лет разместил не менее трех выпусков облигаций с проспектом (кроме субординированных);
    • лицо, подписавшее проспект ЕИО или уполномоченное лицо), не привлекалось к уголовной ответственности.

    Это относится к эмитентам, уже имеющим опыт размещения облигаций, поэтому далее в данном материале этот случай подробно не рассматривается.

    Биржевые VS корпоративные облигации

    На заре зарождения облигационного рынка была возможна только государственная регистрация эмиссий (в Банке России, ФСФР России / ФКЦБ России). Поэтому в нынешнее время выпуски, зарегистрированные Банком России, условно называем «корпоративные облигации», иногда «классические облигации». В 2006 году появилась возможность проводить регистрацию на Бирже , минуя государственные органы. Выпуски, зарегистрированные биржей, называются « биржевыми облигациями ». Вместе с этим ](корпоративные облигации), как правило, имеют биржевое размещение и обращение.

    Для ряда инструментов, таких как, структурные, субординированные, бессрочные облигации, облигации СФО и СОПФ , облигации, предназначенные только для квалифицированных инвесторов, регистрация выпуска/Программы возможна только в Банке России. Если речь не идет о подобных инструментах, при прочих равных условиях стоит делать выбор в пользу биржевых облигаций , подготовка которых проще, быстрее и дешевле.

    Выпуск в рамках Программы или без нее?

    Единичные выпуски в настоящее время осуществляются при размещении в основном инструментов с особенностями (структурных, субординированных и т.д.), либо в каких-то частных случаях. Подавляющее большинство стандартных сделок на рынке осуществляется в рамках Программ облигаций.

    Вывод:

    Таким образом, если эмитент предполагает активное длительное присутствие на публичном долговом рынке, оптимальным вариантом для него является регистрация Программы биржевых облигаций с проспектом и размещение выпусков в рамках нее. На схеме 3 представлены участники процесса подготовки и размещения облигаций, а также их основные функции.

    Схема 3. Участники процесса и направления работ при подготовке выпуска облигаций

    2. Эмиссионные документы для облигаций

    Действующее законодательство предусматривает различные конфигурации эмиссионной документации в зависимости от того, сопровождается ли эмиссия регистрацией Проспекта и на каком этапе, осуществляется ли эмиссия в рамках Программы или нет.

    Схема 4. Конфигурации эмиссионной документации

    Наиболее удобным и распространенным вариантом на рынке является первая конфигурация. Появление такого инструмента, как Программа облигаций, в свое время было прорывом на рынке долгового капитала. Программа позволяет использовать более гибкий подход к привлечению финансирования путем размещения облигаций. Инструмент заработал в 2015 году и сразу приобрел широкую популярность среди эмитентов.

    Программа представляет собой зарегистрированный пул облигаций крупного объема, в рамках которого эмитент имеет возможность «конструировать» отдельные выпуски с нужными параметрами, соответствующими текущим потребностям эмитента и запросам инвесторов. По мере размещения отдельных выпусков общий объем Программы уменьшается. Размещение выпусков в рамках Программы можно осуществлять в течение срока ее действия, который, как правило, не ограничен. Таким образом, потратив усилия на регистрацию Программы один раз, далее эмитент имеет возможность оперативно привлекать финансирование путем регистрации и размещения отдельных выпусков в рамках Программы с удобными параметрами в текущий период времени. Данная конфигурация предполагает регистрацию Проспекта ценных бумаг одновременно с Программой. В этом случае Проспект распространяется на все выпуски в рамках Программы, размещаемые в течение одного года. Для размещения выпусков в рамках Программы по прошествии одного года действующее законодательство предусматривает регистрацию нового Проспекта.

    Базовая конфигурация эмиссионной документации представлена на схеме 5.

    Схема 5. Эмиссионные документы — базовая конфигурация

    • идентификационные признаки облигаций;
    • максимальная сумма номинальных стоимостей облигаций, размещаемых в рамках Программы;
    • максимальный срок погашения облигаций, размещаемых в рамках Программы;
    • срок действия Программы (как правило, не ограничен);
    • указание на возможность досрочного погашения облигаций по усмотрению эмитента;
    • сведения о лице, предоставляющем обеспечение (поручителе, гаранте) и условиях обеспечения;
    • условия целевого назначения (для «зеленых», «социальных», «инфраструктурных» облигаций).

    Сведения, которые указываются по усмотрению эмитента, и могут быть отнесены на решение о выпуске:

    • права владельцев облигаций;
    • порядок и условия погашения;
    • порядок и условия выплаты дохода;
    • порядок и условия досрочного погашения;
    • сведения о приобретении размещенных облигаций эмитентом.
    • идентификационные признаки облигаций;
    • номинальная стоимость облигаций;
    • права владельцев облигаций;
    • порядок определения дохода;
    • порядок выплаты купонов и сумм погашения;
    • порядок досрочного погашения;
    • порядок приобретения облигаций эмитентом;
    • информацию о наличии обеспечения, поручителе и условиях поручительства, если оно предусмотрено;
    • иные необходимые сведения.
    • количество (примерное количество) размещаемых облигаций;
    • сведения об андеррайтере;
    • сроки размещения;
    • цену размещения или порядок ее определения;
    • порядок размещения;
    • сведения о Бирже и депозитарии.
    • цели эмиссии;
    • банковские счета, аудиторы, оценщики, финансовые консультанты;
    • финансовое состояние: кредитная история, заемные средства, кредиторская и дебиторская задолженность, основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, предоставленные обеспечения, капитал и оборотные средства, экспорт, финансовый анализ;
    • хозяйственная деятельность: выручка, себестоимость, поставщики материалов, рынки сбыта;
    • отчетность по РСБУ и МСФО, учетная политика;
    • анализ рисков;
    • анализ тенденций в отрасли;
    • реквизиты эмитента, лицензии, история создания и развития;
    • участие в существенных судебных процессах;
    • корпоративная информация: структура, компетенция, персональный состав органов управления и контроля, сведения об основных акционерах/участниках и об изменении их состава, информация об изменении уставного капитала;
    • дочерние, зависимые общества, подконтрольные организации, иные коммерческие организации с долей участия эмитента 5 процентов и более;
    • существенные сделки и сделки, в совершении которых имелась заинтересованность;
    • кредитные рейтинги;
    • сведения об акциях и предыдущих выпусках облигаций, выплатах доходов по ним;
    • сведения о поручителе (практически в таком же объеме, что и по эмитенту, за исключением поручителей, раскрывающих отчеты эмитента);
    • прочие сведения.

    Сведения, содержащиеся в Проспекте ценных бумаг, должны отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении облигаций. Ответственность за их полноту и достоверность несет эмитент.

    3. Краткое описание процесса эмиссии облигаций

    Этапы эмиссии в соответствии с законом[9]

    I Принятие решения о размещении. Решение о размещении может предусматривать размещение нескольких выпусков в рамках программы (решение об утверждении программы)

    II Регистрация выпуска

    Схема 6. Этапы эмиссии на практике

    Процесс сделки по размещению биржевых облигаций в рамках программы

    Ниже рассмотрены основные фазы сделки в случае применения базового варианта – регистрации программы биржевых облигаций одновременно с проспектом и последующем размещении выпусков в рамках программы.

    1. Подготовительная фаза

    Для дебютного эмитента это самый трудоемкий и длительный этап.

    Эмитент осуществляет выбор организаторов и распределение между ними ролей, а в случае более сложных сделок — также выбор юридического консультанта. Затем совместно определяется базовая структура сделки и параметры программы.

    Зачастую на подготовительном этапе эмитенту помогает один организатор, а синдикат организаторов формируется после регистрации программы на этапе подготовки отдельного выпуска.

    Для допуска на Биржу эмитенту предстоит пройти процедуру KYC с представлением презентации, а также других документов по требованию биржи и проведением интервью.

    Параллельно с этим начинается подготовка программы и проспекта. Основные усилия здесь требуются для сбора информации внутри компании для формирования документов.

    На данном этапе осуществляется подготовка аудированной МСФО за 3 года + 6 месяцев (в случае ее отсутствия) для включения ее в проспект, а также аудит РСБУ за 3 года (в случае отсутствия).

    Параллельно с этим осуществляются следующие процессы:

    — заключение договоров с центральным депозитарием — НРД ;

    — подключение необходимых личных кабинетов и настройка ЭДО ;

    — приведение корпоративного управления в соответствие с требованиями для котировального списка 1 уровня, в случае намерения включить облигации в него;

    — подготовка к приобретению статуса инсайдера (подготовка соответствующих положений, настройка внутренних процессов);

    — получение рейтинга (в случае его отсутствия).

    После подготовки программы и проспекта, принимаются корпоративные решения по их утверждению уполномоченным органом – СД , ОСА или ОСУ , в зависимости от организационно-правовой формы и компетенции в соответствии с уставом.

    На данной стадии целесообразно также получить согласие на совершение крупных сделок СД / ОСА / ОСУ по размещению облигаций (если требуется). Закон позволяет также принимать решение о последующим одобрении (после совершения крупных сделок).

    Программа и проспект подписываются ЕИО или уполномоченным должностным лицом (по доверенности).

    После этого программа и проспект подаются на регистрацию на Биржу . Нормативный срок регистрации – 20 рабочих дней.

    Пока документы находятся на регистрации завершаются подготовительные процессы по заключению договоров с НРД , получению рейтинга и т.д.

    Включение выпуска в котировальный список позволяет расширить круг потенциальных инвесторов. Существует ряд регуляторных требований относительно инвестирования в облигации, включенные в КС , определенными категориями инвесторов. Например, управляющие средствами военной ипотеки, банки с базовой лицензией. Для банков с универсальной лицензией инвестирование в облигации, включенные в КС, может быть более привлекательным с точки зрения меньшего давления на капитал. Кроме того, у инвесторов могут быть собственные внутренние требования по размещению средств, предусматривающие обязательное наличие ценных бумаг в КС . Таким образом, нахождение облигаций в КС является дополнительным фактором инвестиционной привлекательности. Включение в КС осуществляется одновременно с регистрацией отдельного выпуска в рамках программы. Поэтому на подготовительном этапе необходимо проанализировать соответствие требованиям и при необходимости доработать необходимые позиции.

    Подготовительный этап может занимать от полутора-двух до нескольких месяцев в зависимости от стартовых условий.

    2. Активная фаза сделки

    Совместно с организаторами определяются предварительные параметры выпуска и запускается road-show (премаркетинг, презентация, встречи с инвесторами), которое для дебютного размещения требует примерно 3-4 недели.

    Регистрация отдельного выпуска в рамках программы БО в зависимости от обстоятельств может осуществляться заранее, до начала road-show, или параллельно с ним. Нормативный срок регистрации – 7 рабочих дней. Одновременно с регистрацией осуществляется листинг. При этом эмитенту не обязательно знать точный объем выпуска на данном этапе. Действующее законодательство позволяет определиться с объемом позднее.

    По окончании road-show назначается дата книги. В дату книги инвесторы заявляют намерения об участии в размещении по приемлемой для них ставке купона и объему. В этот момент достигаются договоренности между рынком и эмитентом, денежные расчеты еще не происходят. По итогам закрытия книги в зависимости от спроса и потребностей эмитента определяется ставка купона, а также финализируется объем выпуска.

    Количество (примерное количество[11]) размещаемых облигаций указывается в ДСУР , который может раскрываться эмитентом до или после открытия книги (в зависимости от обстоятельств). ДСУР не требует регистрации, однако проект должен быть согласован с Биржей .

    После закрытия книги завершаются технические процедуры по допуску к размещению и через 1-2 дня осуществляется собственно «размещение» – расчеты на Бирже и отчуждение облигаций первым владельцам. Инвесторы получают облигации, а эмитент – денежные средства. Как правило, в этот же день начинается вторичное обращение облигаций.

    Корпоративные решения во время активной фазы:

    Решение о выпуске и ДСУР не требуют утверждения, подписываются ЕИО или уполномоченным должностным лицом.

    Решения о формате размещения, дате книги, дате размещения, ставке купона и др. принимаются ЕИО или уполномоченным должностным лицом.

    Таким образом, пройдя длительную подготовительную фазу, эмитент после регистрации программы получает:

    • возможность более оперативно выходить на сделку по размещению отдельного выпуска, что актуально в условиях меняющейся конъюнктуры рынка;
    • возможность определять основные параметры займа, исходя из фактического спроса с учетом собственных потребностей;
    • возможность экономить временные и трудовые ресурсы, в том числе за счет отсутствия необходимости готовить проспект к каждому отдельному выпуску облигаций.

    Таблица 1. Примерный временной график подготовки и размещения биржевых облигаций в рамках программы

    1. В данном материале в качестве базового варианта сделки рассматривается размещение облигаций по открытой подписке на торгах ПАО Московская Биржа. Некоторые аспекты по размещению по закрытой подписке затрагиваются в ознакомительном порядке, однако не являются распространенными на публичном долговом рынке. В качестве эмитента рассматривается хозяйственное общество (для других организационно-правовых форм существуют особенности).
    2. Исключения: МСФО не требуется для СФО, СОПФ, ИА, субъектов МСП (если облигации МСП не включаются в КС) .
    3. п. 1 ст. 22 Закона о РЦБ.
    4. п. 2 ст. 22 Закона о РЦБ, п. 5.8, 53.6, 72.9 Стандартов эмиссии 706-П.
    5. В соответствии со Стандартами эмиссии 706-П.
    6. В соответствии со Стандартами эмиссии 706-П.
    7. В соответствии со Стандартами эмиссии 706-П.
    8. В соответствии с Положением о раскрытии 454-П (требования действуют до 01.10.2021, после этого вступают в силу новые требования в соответствии с Положением о раскрытии 714-П).
    9. ст. 19 Закона о РЦБ
    10. п. 8 ст. 29 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
    11. п. 10 ст. 27.1-2 Закона о РЦБ.

    Источник

Читайте также:  Ближайшие выпуски облигаций 2022