Меню

Из чего делают фальшивые монеты



Новоделы, имитации, копии монет. Виды подделок для коллекционеров

Интерес к нумизматике растёт с каждым годом, вместе с ним растут и цены на редкие монеты. Желающих приобрести один и тот же экземпляр становится всё больше, поэтому под видом настоящих очень часто пытаются продать копию или фальшивку . Вообще, термин «фальшивая монета» означает поддельное платёжное средство, поэтому к коллекционным монетам более применим термин «копия». Однако, когда их выдают за оригиналы, такие экземпляры правильнее назвать фальшивками, ведь цель злоумышленника сходная – извлечь побольше незаконной прибыли. Нумизматы выделяют новоделы, копии, подделки и имитации, все эти понятия означают немного разные вещи:

— подделка – повторение оригинала монеты с целью обмана коллекционера;

— копия – предмет, повторяющий в значительной степени оригинал, выпускаемый для законного распространения по низкой цене. Обязательно имеет отличительные признаки;

— имитация – копия низкого качества, сильно отличающаяся от оригинала;

— новодел – копия монеты, выпущенная оригинальными штемелями на монетном дворе (иногда в точности скопированными штемпелями, или заново воссозданными).
Подделками редких, и не очень редких монет занимаются различные подпольные организации, часто делают заказы заграницей. Качество очень разное: от почти неотличимых профессионалами копиями раритетов, изготовленных по той же технологии и из тех же материалов, до жалких имитаций из дешёвых сплавов с многочисленными ошибками и грубыми изображениями. Сбытом могут заниматься тоже разные слои общества: торговцы антиквариатом, коллекционеры, продавцы монет, или даже просто бродяги, выискивающие жертву среди неопытных прохожих. В последнем случае предлагаются самые некачественные копии (имитации), которые изначально могли быть изготовлены совсем без злого умысла, но попали в руки злоумышленника.

Даже опытные нумизматы всё больше начинают сомневаться в подлинности предметов своих коллекций, слишком уж легко стало достать старинную монету. Сомнение вызывают и екатерининские пятаки, одни из самых распространённых монет, знакомые даже новичкам. Появление закона, запрещающего реализацию монет из кладов сильно ограничил число предлагаемых оригиналов. Но даже теперь явно побывавшая в земле монетка с толстым слоем патины не обязательно является подлинной, поскольку разработано большое число способов искусственного состаривания.

Немало существует и подделок среди красивого монетного брака , спрос на который растёт день ото дня. Некоторые экземпляры настолько точно повторяют оригиналы, что вводят в заблуждение специалистов. Среди таких браков есть совсем фантастические – с одинаковыми сторонами, сдвинутым рисунком на половину монеты и т.д., то есть явно не случайного изготовления.

И, наконец, ещё одним вариантом подделки для коллекционеров является изготовление новых разновидностей . На монету добавляются дополнительные детали, после чего экземпляр предлагается как неизвестный ранее тип монеты. Перед этим возможно искусственное распространение слухов, появление якобы секретной информации. Когда интерес народа возрастает, на рынок вываливаются подделки и скупаются для коллекций.

Новоделы

Отдельной тематикой являются так называемые новоделы – монеты, отчеканенные оригинальными штемпелями на монетном дворе, но в более поздний период по заказу коллекционеров. Не следует путать новоделы с копиями, это совершенно разные понятия! Новоделы известных монет имели очень небольшой тираж, и во многих случаях сами являются весьма востребованными раритетами. Среди заказов встречались и фантастические, то есть не имевшие аналогов в монетном производстве: «пугачёвский рубль», рубль Софьи Алексеевны и т.д.

Специалистами распознаются и ошибки в подборе штемпелей, например использование штемпелей из разных пар из-за невозможности найти подходящие, или в связи с утратой оригиналов. Некоторые заказы в целях удешевления специально могли быть произведены из дешёвых металлов с последующим золочением или посеребрением. Например, часть коллекции А.А. Аракчеева содержала копии, заказанные в 1824 году на монетном дворе Петербурга.

Изготовление новоделов было узаконено Александром I, но при этом должны были использоваться только оригинальные штемпели. Однако, вряд ли в то время могли отличить оригиналы штемпелей более ранних веков от созданных в петровское время копий.

Неотличимость многих новоделов от оригиналов приводила к продаже их под видом подлинных. Нужно было обладать глубокими знаниями, чтобы уметь отличать мельчайшие детали, поэтому жертвами обмана становились даже известные коллекционеры. Николай I в целях недопущения этого приказывает изъять и уничтожить отслужившие штемпели. Но часть их оказалась у правящей верхушки, поэтому выпуск новоделов не был прекращён полностью.

Кроме чеканки полностью сохранившейся парой штемпелей, или штемпелями из разных пар, выделяют другие варианты новоделов, но их чаще причисляют к копиям или подражаниям. К ним относят: чеканка заново вырезанными штемпелями (часто с другой датой или своими особенностями), чеканка штемпелями других монетных дворов, или использование точных копий утраченных штемпелей.

Способы создания копий коллекционных монет

Чеканка. Таким способом обычно выпускают копии дорогих монет, как для обмана коллекционеров, так и для реализации законным способом. Мастер изготавливает точную копию оригинального штемпеля, обычно вносятся незначительные изменения, чтобы можно было распознать копию. Может применяться даже оригинальный штемпель, раздобытый где-то незаконным путём.

Литьё. Самый распространённый процесс массового производства копий, не требующий дорогостоящего оборудования для чеканки. Чтобы не образовывалось пузырьков воздуха, формы (клише) для монет помещают в центрифугу, где металл равномерно заполняет все пустоты. Однако, изображения всё равно выглядят смазанными, отсутствуют свойственные для чеканки чёткие переходы. Возможно наличие брака, говорящего о выпуске способом литья.

Гальванопластика. Сложный способ изготовления подделок, но достаточно эффективный для создания точных копий. С каждой стороны оригинальной монеты снимается гипсовый слепок, который затем покрывается токопроводящим слоем. Далее методом электролиза наносится металл, гипс удаляется, а получившиеся тонкие пластины подгоняются друг к другу. Между ними мог помещаться металлический диск для придания веса, или пространство заполнялось другим веществом. По окружности припаивалось кольцо (гурт). Для скрытия мест спайки монеты часто покрывались металлом в цвет оригинальной монеты, поэтому распознать гальванокопии можно по проступающей основе в местах царапин. Кроме этого, монета такого типа никогда не имеет однородный металлический звон.

Вырезание монеты вручную. Редкий способ копирования, имевший место в прошлом. Мастер-резчик использовал в качестве основы настоящую подлинную заготовку, или похожую по размеру и весу монету, частично или полностью удаляя с неё старые изображения. В обоих случаях подделка имела меньший вес, чем оригинал.

Доработка оригиналов. Набирающий в последнее время популярность способ. Добавляя на монету новые элементы злоумышленник создаёт новый тип, который затем реализовывает коллекционерам. Часто делают не абсолютно новую разновидность, а подгоняют под редкую. Например, 50 копеек 2004 года не имеет никакой ценности, кроме номинала, а та же монета, но 2001 года считается раритетом. Специалисты распознают такие изделия по другим признакам, таким как детали аверса и реверса, использовавшиеся только в определённый год.

Лазерная копия. В этом случае штемпели отливаются не по оригинальной монете, а по фотографии, которая сканируется компьютером. Затем на 3D принтере печатается пластиковая форма, по которой изготавливается металлический маточник. Такой способ позволяет добиться большей чёткости деталей, поскольку фотографию можно отретушировать, убрав все изъяны, или вообще не использовать оригинал (в случае его отсутствия).

Лазерная гравировка. Применяется для полного изменения одной из сторон монет. Например, такие были среди биметаллических 10 рублей, когда в продаже стали появляться монеты, не описанные на сайте Центробанка.

Как отличить подделку?

Для новичка даже самая грубая подделка может показаться оригиналом. Чем больше опыта, тем проще распознать, становятся явно видны особенности. Невозможно точно сказать, что именно выдаёт подделку, но попробуем выделить основное, что нужно сделать при анализе монеты на подлинность:

1. Сравнить с оригиналом (можно с фотографией или рисунком) все детали монеты, даже самые мелкие. При наличии хотя бы одного расхождения не следует считать свою монету редкой неизвестной разновидностью, скорее всего это и есть подделка.

Читайте также:  Сколько стоя золотые монеты

2. Обратить внимание на сглаженность деталей. Если они не имеют следов износа, но при этом округлые по форме, значит скорее всего имело место литьё. Литые копии выдают также неоднородность металла, волнистые разводы на поверхности, пузырьки, зернистая поверхность.

3. Патина (налёт окислов) должна быть равномерной, захватывать не только углубления, но и выступающие детали. Отсутствие патины на рельефе может быть вызвано износом монеты, но при этом патина должна иметь чёткие границы.

4. Рассмотреть цвет вмятин, потёртостей, выбоин, царапин. Если они отличаются от цвета монеты, значит под покрытием находится другой металл.

5. Внимательно сравнить цвет всей монеты с похожим оригиналом. У серебра он не должен иметь сильную желтизну, а золото не должно быть слишком ярким. Чрезмерная матовость выдаёт позолоту, а сильный блеск – недавний выпуск или примесь цинка.

6. Звон монеты. При подвешивании на нитке и ударе металлическим предметом должен ощущаться звон, глухой звук говорит о наличии внутри пустот или другого материала.

7. Значительные расхождения в весе и размере говорят, что перед вами копия. Небольшая погрешность допустима. Для некоторых монет (например серебряных чешуек) погрешность может быть очень существенной, это является нормой. Но чем новее монета, тем меньше должно быть расхождений. При схожих размерах, но низком весе золотой монеты, можно сделать вывод об отсутствии в ней золота, или об очень низкой пробе.

8. В крайнем случае можно провести монетой черту по шероховатой поверхности и посмотреть на оставляемый цвет. Он должен соответствовать цвету монеты. Также следует обратить внимание на то, не проявился ли в месте стачивания другой металл. Этот способ проверки использовали ещё в древней Лидии, где были изготовлены первые в мире монеты.

9. Определение пробы. Для этого вначале нужно вычислить объём монеты одним из двух способов: измерить вытесняемую монетой жидкость, или рассчитать объём цилиндра по диаметру и высоте (толщине) монеты. В случае с мелкими экземплярами всё это достаточно трудно и не даёт точного ответа, лучше проводить эксперимент с большим количеством одинаковых экземпляров. Когда объём вычислен, можно перемножить его на вес и получить плотность, которую сравнить с таблицей плотности металлов. У золота чем меньше плотность, тем ниже проба. Для серебра эта взаимосвязь не является прямой.

10. Спектральный анализ. Позволяет точно определить металл, но в случае с дорогостоящим экземпляром не даёт точной гарантии подлинности. Подделка может быть изготовлена из золота нужной пробы, если оригинал превосходит стоимость металла во много раз.

Необходимо использовать несколько (если не все) из перечисленных способов проверки. Главное правило: не верить в подлинность до тех пор, пока не будет доказано обратное . Представьте, что перед Вами подделка, и пытайтесь найти доказательства этого. Если доказательства не найдёте, монета подлинная. А если же изначально верить в подлинность, и бояться найти признаки подделки, тогда скорее всего экспертиза окажется бесполезной.

Фотографии предоставлены пользователями сайта: Gurry, StormAlex, yurec1965, Ланса.

Источник

Как отличить подделку монеты Царской России

Есть очень много людей, которые интересуются старинными вещами. Это провоцирует массовое производство подделок. Каждый вид раритета изучается в отдельности. Нумизматика занимается монетной историей. Для достоверного определения подлинности нужен немалый опыт. Начинать нужно с распространенных и недорогих экземпляров. Серебряные монеты более доступны для начинающего коллекционера. Но и в этом случае важно знать, чему уделять внимание. Перед тем, как отличить серебряную, медную и золотую монету от подделки нужно узнать главные инструменты нумизмата.

«Фальшивая монета» и «Поддельная монета»

Подделкой именуют изделие, созданное для продажи в качестве коллекционного или антикварного экземпляра. То есть речь идёт не о номинальной стоимости предмета, а о рыночной.

Подделка может быть созданной с нуля копией. Материал подделки может быть сходным с оригинальным, а может кардинально отличаться. Для создания подделки могут быть использованы и подлинные монеты, в которые вносится некоторая модификация, имитируя редкий год или редкую разновидность.

Подделками являются копии оригинальных монет, выведенных из оборота (утративших статус расчётного знака), если на них отсутствует специальный знак, обозначающий копию (реплику). В категорию подделки иногда включают и «фантастические» монеты, оригиналов которых никогда не существовало. Такие экземпляры выдаются за пробные монеты.

Фальшивые монеты, созданные для обращения, нередко находят в кладах, наряду с подлинными. Существуют коллекционеры, создающие экспозиции из таких «монет». Поэтому фальшивые монеты порой вызывают куда больший интерес, чем рядовые подлинники.

Иначе обстоит дело с подделками, которые продают коллекционерам под видом дорогих подлинников. Часто разыгрывается целый спектакль («Вот, старый дом разбирали…»), в результате которого покупатель приобретает кусок металла, гордясь, что отхватил раритет по цене вдвое ниже рынка.

Актёрская игра присутствует и на Интернет-барахолках, где подделки выставляют от лица новичков-простаков (наиболее встречаемые варианты «Сам в монетах не шарю, но вот из дедовой коллекции» или «Знаю, что стоит дорого, но срочно нужны деньги»). Что делать, чтобы не кормить всё возрастающую армию мошенников, предлагающих копии у входа практически любого торгового центра?

Самое главное правило: никогда не покупайте предметы категории, в которой не разбираетесь.

Наслышавшись о дороговизне увиденных картинок из Интернета, многие хватают копии, даже не задумываясь, что ценная монета, выпущенная в количестве нескольких десятков экземпляров, просто физически не может оказаться под половицей какой-нибудь развалюхи на окраине Челябинска. Стоит ли удивляться ловкости цыган, успешно реализующих даже жетоны с символикой биткойна под видом криптовалюты, у которой не существует физического носителя?

Читайте также: 200 рублей банкнота – как определить подделку

Для чего подделывают монеты

В первую очередь, изготовитель подделки хочет получить прибыль. Способами ее получения могут стать:

  • запуск в денежный оборот;
  • совершение крупных покупок;
  • обман коллекционеров и нумизматов.

В истории встречались случаи, когда производство фальшивок приобретало государственный характер. Это совершалось с целью подрыва экономики страны-конкурента. Здесь сразу необходимо разграничить 2 понятия о фальшивке и подделке.

Первая создается с целью получения нелегальной прибыли после их запуска в оборот. Подделку создают на основании экземпляров, утративших статус денег для расчета (например, подделки монет Царской России) для продажи коллекционерам и антикварам. Она может быть сделана заново полностью или частично, когда изменяют старинную монету, имитируя ее редкость.

В результате массового производства копий появились нумизматы, которые выбирают для коллекции подделку от определенного изготовителя.

Большинство примитивных копий имеют явные отличия от оригинала по нескольким причинам. Во-первых, производители копий намеренно вносят отличия, чтобы их не привлекли за изготовление подделок. Во-вторых, создание точной копии – весьма дорогая операция, а при массовом производстве всю цепь операций стараются максимально удешевить. В-третьих, копию редкой монеты порой делают не с подлинника, а с перерезки, перенося все признаки, выдающие фальшивку.

Вид монеты Описание и оценка стоимости
Золотые монеты
  • оценивается от стоимости биржевой золота до 10-ка раз выше;
  • учитывается тираж, поскольку некоторые монеты сохранились в единичных экземплярах, они буду стоить дорого, а выпущенные миллионами намного меньше;
  • специалисты проверят состояние, наличие внешних повреждений, качество чеканки, износ, вес.
Серебряные монеты
  • такие экземпляры оцениваются по внешнему виду, наличию видимых повреждений, качеству чеканки;
  • серебро массово выпускалось в царской России и сильнее изнашивалось, поскольку являлось популярным видом взаиморасчетов при крупных сделках купцов;
  • безупречный вид, идеальная сохранность гарантия высокой стоимости.
Медные монеты
  • самые ходовые монеты в царской России;
  • выпускались массово, использовались всеми жителями страны при проведении обычных сделок, покупке продуктов или одежды на рынках;
  • как правило, сильно вытерты, изношены, имеют ряд внешних повреждений;
  • стоимость определяет уникальность экземпляра. Часто находятся в земле при строительстве, прокладке коммуникаций, во время ведения археологических изысканий;
  • попадаются очень редкие разновидности, единично выпускаемые монастырями или крупными торговыми центрами.
Дорогие монеты
  • счастливчики, у которых в коллекции имеются монеты, оставшиеся в единичных экземплярах, выпущенных небольшим тиражом в безукоризненном состоянии, могут с уверенность смотреть в будущее, не боясь финансовых потрясений;
  • любой аукцион без труда продаст подобный экземпляр за хорошую сумму;
  • редкие монеты внесены в особые каталоги, их передвижение фиксируется;
  • если повезло найти редкую монету можно отлично заработать.
Читайте также:  Немецкая золотая монета 1873

Проверка основных характеристик монеты

Любая монета царской эпохи имеет свои характеристики: диаметр, толщину, вес. Эти параметры – первое, подлежащее обязательной проверке при покупке монет с профилями императоров или императриц.

Подмена дорогостоящего серебра на медно-никель или латунь с последующей покраской обеспечит заметное несовпадение веса с подлинником.

Иногда наслышанные о весе умельцы ловко подгоняют «изделие» под нужный вес, но тогда станет наблюдаться отличие от оригинала по толщине или диаметру. В некоторых случаях спасает даже простенький магнит, к которому начинают липнуть «серебряные монеты» чумазого дорожного рабочего.

Опытные коллекционеры легко отличат оригинал по характерному звону, осторожно роняя подозрительную монету на плоскость. Подделку могут выдать и жёлтые залысины на рельефе «серебра», когда подделку искусственно состаривали.

Читайте также: 50 долларов США – как отличить подделку

При покупке редкой или нечастой монеты следует обратить особое внимание на следующие параметры:

Разность веса металлов при одинаковом их объёме известна ещё со времён Архимеда, который по легенде (благодаря вытесненной воде) определил недостаточную чистоту золота в короне сиракузского царя Гиерона II. Хитрый ювелир заменил часть золота серебром, которое по весу легче, но имеет больший объём. В наше время изготовители копий часто эту разницу не учитывают. Поэтому на весах оригинальный рубль Николая II и его медно-никелевая копия покажут отличные друг от друга значения.

Однако обязательная проверка веса уже вошла в привычку у нумизматов, поэтому изготовители копий ищут различные способы подгонки веса под значение, указанное в каталоге. Одним из них стало изменение толщины. Поэтому полезно знать примерную толщину подлинной монеты и при заметном от неё отклонении воздержаться от покупки подозрительного экземпляра.

Подгонка веса для копий старинных монет может осуществляться и изменением диаметра.

Новичок зачастую не в курсе, какой диаметр должен быть у подлинника, и отклонения на несколько миллиметров в меньшую или большую сторону чувства тревоги у него не вызывают. Проверка диаметра полезна ещё при идентификации редких разновидов, чей гурт остался без оформления (надписи или рифлений, присущих стандартному экземпляру). Очень часто оказывается, что гурт «почистили» путём стачивания и последующей шлифовки.

Удешевление производства заставляет отказываться от подорожавших цветных металлов, используя дешёвые чёрные сплавы, на поверхность которых наносится покрытие.

Но дешёвую копию здесь выдают магнитные свойства, так как ни золото, ни серебро на магнит не реагируют.

Как определить подлинность монеты

До начала 20 века монеты отливали и чеканили с последующей ручной доработкой каждой из них. Для этого использовали специально подготовленные формы на основе подлинника.

Годами позже, благодаря техническому прогрессу количество подделок значительно увеличилось. Иногда над ними работали целые цеха, штампуя на пресс-формах. Отличить современный новодел стало гораздо сложнее. Современные мастера часто прибегают к методу высокоточного литья. В результате исчезает четкость изображения и мелких элементов. Под лупой хорошо видна расплывчатость, появляются мелкие пузырьки.

Достоверно проверить монету можно только взяв ее в руки и имея коллекционный опыт. Важно оценить гурт, вес и размер, качество металла и патины (слоя, появляющегося через некоторое время из-за окисления металла). Мастера очень правдоподобно подделывают патину методами запекания, окрашивания, окуривания табачным дымом и другими.

Если технические характеристики вписываются в интервал допустимых отклонений, начинайте пристальное визуальное обследование. Особенно уделяйте внимание гурту. Гладкий гурт сразу подаёт сигнал тревоги (исключение – случаи, когда тираж, действительно, имеет гурт без оформления). Конечно, есть шанс, что перед вами оригинальная монета, избежавшая встречи с гуртильным кольцом, но он крайне невелик.

Первая волна современных подделок ныне легко отсеивается по этому признаку. Обязательно надо убедиться, что оформление гурта соответствует данному периоду. Здесь вам в помощь каталоги.

Выпуклый гурт или гурт со сложным рисунком пока сымитировать сложно, поэтому изготовители копий заменяют его вдавленным или рифлёным.

При наличии у оригиналов вдавленного гурта следует сличить его с гуртом подозрительной монеты: обычно всегда отыщутся несовпадения в форме букв или даже грамматические ошибки.

Эксперты выявляют фальшивую патину по нескольким признакам: она проявляется на металле в виде округлых пятен и только на поверхности, не затрагивая царапины и потертости.

Показатели, по которым подделка отличается от оригинала:

  1. Явность другого металла под потертостями — признак низкокачественной китайской подделки.
  2. Чрезмерный блеск свидетельствует о недавнем изготовлении. Матовое покрытие характерно для золотых подделок, не включающих настоящего золота в свой состав. Жирный блеск говорит о большом содержании цинка в сплаве.
  3. При рассмотрении через лупу на подделках заметна неоднородность поверхности.
  4. Вес выдает истинную природу металла. Эксперты на глаз могут определить соответствие диаметра и толщины массе.

Последний пункт очень важен для правильной оценки состояния монеты. Зная этот факт, мастера при изготовлении подделки отгоняют ее к оригинальному весу. При этом замена металла влияет на размеры, которые нужно учитывать при покупке. Сверять размеры нужно по справочникам.

Перед тем, как определить подлинность монеты Царской России или другой эпохи в домашних условиях нужно ознакомиться с методом гидростатического взвешивания.

Плотность металла равна его массе, деленной на объем. Это постоянная величина, зная которую можно проверить соответствие объема и веса. Плотность меди — 8,94 г/см3, золота — 19,32 г/см3, серебра — 10,5 г/см3. Латунь значительно легче благородных металлов и немного легче меди — 8,73 г/см3.

Примитивные копии российских монет выдаёт банальное незнание русского языка. Например, изготовитель поддельного штемпеля не увидел разницы между русской буквой «И» и латинской буквой «N». Если присмотреться, можно заметить, что и букву «Ц» он с лёгкостью заменил римской цифрой «II».

Читайте также: как проверить янтарь на подлинность в домашних условиях

Внимательно осматривайте кандидата на покупку. Очень часто фальшивку легко выдают потёртости, на которых цвет резко отличается от оригинального металла. На многих копиях серебряных монет заметны жёлтые «залысины» в местах потёртостей. Это проявляется латунь, с которой стёрлось покрытие, имитирующее серебро.

Настоящая монета, брошенная на твердую ровную поверхность звучит звонко и чисто. При этом подделка падает с глухим звуком, не характерным для монетных сплавов.

Оформление гурта — первое, на что обращает внимание опытный коллекционер. Его сложно подделать должным образом. а форуме нумизматов при определении подлинности той или иной дорогой монеты требуют предъявить гурт чуть ли не в обязательном порядке. Накатка гурта – достаточно сложная операция. Поэтому изготовители копий часто оставляют гурт без оформления, либо используют самое простое решение в изготовлении.

О сомнительной природе свидетельствуют характерные бороздки, горизонтальные швы, чрезмерная гладкость. На копиях, имитирующих царское серебро, редко встречается рифленый или вдавленный гурт, характерный для монет конца Российской Империи.

Это подлинный рубль Елизаветы Петровны 1744 года, отчеканенный в Москве. Гурт оригинала выпуклый и рассказывает о месте чеканки: «МОСКОВСКОГО МАНЕТНОГО ДВОРА». Выпуклая надпись характерна для многих монет чеканки XVIII века.

Ниже представлена копия, которую сразу выдаёт вдавленная надпись. Такой тип накатки гурта стали применять после модернизации Санкт-Петербургского монетного двора в XVIII веке, когда завезли механизмы нового поколения. Он рассказывает о пробе металла или его лигатурном весе. Даже случайно он никак не мог появиться на монетах предыдущего столетия.

Достоверно воссоздать гурт получается крайне редко. Ниже сравнение оригинального гурта рублей 1921-1922 гг. (верхняя монета на фото) с гуртом их копий.

Читайте также:  Сколько стоя монеты с изображением ленина

На редких оригиналах гурт соответствует рифлениям общеимперской монеты аналогичного номинала. Насечки поддельного гурта просто не совпадут с рифлениями подлинной монеты, если их поставить друг на друга столбиком.

В таблице описаны особенности гурта некоторых монет.

Монета Гурт
Анны Иоанновны Гладкость характерна только для золотых монет.
Серебряные рубли Лиственный узор.
Полтины Ромбы в виде сетки.
Гривенники и полуполтины Шнуровидный вид с наклоном вправо

Несоответствие оформления гурта свидетельствует о подделке. Однако встречаются и исключения для некоторых видов, которые могут быть только в новоделах. Такие экземпляры стоят не дешево и купить их затруднительно.

Для коллекционеров бывают интересны бракованные экземпляры “поворот штемпеля”. Зная это мастера часто его подделывают.

Кроме этого, если на просьбу достать монету из капсулы продавец отказывает, то стоит задуматься о ее подлинности.

Читайте также: фальшивые купюры или “А вы уверенны что знаете как выглядит доллар?”

Характер металла

При проверке на подлинность требуется осмотреть патину, которая на каждом металле проявляется по-разному. Если она неравномерно распределена (сколы, царапины остаются не покрытыми), то имеется дело с подделкой.

Появление патины описано в таблице.

Металл Описание патины
Медь Появляется раньше, чем на других металлах. На настоящей монете проявляется в сине-зеленых тонах малахита. При этом рыхлая пленка с наплывами говорит о подделке.
Серебро Вначале появляется патина желтого оттенка, который сменяется малиновым, а позже — сине-зеленым.
Золото Патина не образуется. Наличие темных точек и разводов свидетельствует о наличии меди в составе.

При этом на монете может быть искусственная патина, подлинность которой может определяемая только экспертами.

Реверс и аверс

Требуют внимания и изображения на аверсе и реверсе. На подделках часто встречается размытость мелких деталей и наличие мелких пузырьков, видимых только под лупой.

Читайте также: как выглядят фальшивые 2000 рублей? Нас не провести!

Цвет и блеск

При излишней полировке поддельных монет появляется чрезмерно яркий блеск, что не характерно для старых денег. Обычно это делают для сокрытия дефектов, возникающих при отливании монет. Это несовершенный способ в отличие от чеканки.

Состояние буртика

Когда монету отливают вместо чеканки буртик нерезко выражен, кажется стертым или очень обтекаемым.

Видимые повреждения

Состав металла можно определить по сколам, повреждениям и потертостям. Бывает заметно, что дешевый сплав всего лишь покрыт благородным металлом.

В истории встречались случаи в монетном дворе, когда при чеканке мог быть перепутан металл. Например, для медной монеты по ошибке использовалась латунь. Такие случаи относятся к монетному браку и встречаются редко. При обнаружении сомнительной монеты лучше обратиться к справочникам. В них указываются все возможные браки.

Читайте также: определяем подделку 5000 рублей за 15 сек

Доработка деталей

Изготовители фальшивых монет дорабатывают элементы реверса и аверса механически. Используют при этом под гравировку, спиливание знаков, припайку букв. Чаще это применяют на монетах со множеством разновидностей.

Галерея копий, получивших наибольшее распространение

Изготовить штемпель старинной монеты, внешне схожий с оригиналом – удовольствие не из дешёвых. Поэтому окупается лишь массовое производство. Посмотрим на самые распространённые копии, одновременно сравнивая их с оригиналами:

Это подлинник и копия редкой монеты 1 рубль 1912 года «Сей славный год». В подлиннике детализация мелких элементов выдержана. Шрифт надписи на реверсе чёткий. Шрифт гуртовой надписи соответствует данному периоду чеканки.

В копии данной монеты детализация мелких элементов нарушена (что видно при изучении копии под большим увеличением). Шрифт надписи на реверсе смазанный (чёткость букв, характерная для чеканки, отсутствует). Шрифт гуртовой надписи имеет отклонения, особенно заметные по исполнению цифры «4».

Оригинал последнего памятного рубля Российской империи «Гангут» (слева) и его примитивная копия (справа). Достаточно взглянуть на карикатурную фигуру Георгия Победоносца на гербе Москвы. Изготовитель копии поленился и в деле изображения четвёрки морских карт, ограничившись лёгкими штришками, отдалённо напоминающими линии на подлиннике.

Новичкам под видом оригинала часто предлагается копия серебряных 2 рублей 1722 года. Это невероятно редкая монета, имеющая статус пробной, но дошедшая до нас лишь в виде новоделов. Её средняя рыночная цена – полтора миллиона рублей. Но достаточно положить рядом оригинал (на иллюстрации это монета справа) и копию (на фото она с левой стороны), как глаз сразу ловит множество отличий. На копии отсутствует масса мелких элементов рисунка (это видно хотя бы по короне на реверсе).

Массово подделывают и рубли Николая II. На фото ниже лицевая сторона серебряного рубля 1903 года (слева) и двух медно-никелевых копий. Подделка в центре напрягает расплывчатым рисунком. На копии справа шрифт легенды достаточно изящен, но императорский барельеф делал явно не мастер скульптуры.

Посмотрим и на реверсы. Копия в центре снова имеет явную расплывчатость изображения. Кроме того, гравёр поленился поставить точку после «Г». На копии справа исполнение Государственного герба сделано в иной манере, чем на подлиннике. Достаточно взглянуть на хвост.

И в завершение одна из наиболее дорогих монет Российской империи – пробный портретный рубль 1796 года. Если подлинник (на фото – монета слева) показывает нам вершину медальерного искусства, подчёркивая изящество императорского лица, то на копии предстаёт скособоченный уродец, имеющий лишь крайне отдалённое сходство с Павлом I.

Работа с каталогами

Эксперты порой опознают фальшивку, даже не глядя на гурт. Под лапами орла на копии мы видим буквы «I» и «М» – инициалы минцмейстера Ивана Маркова. Заглянув в каталог, мы узнаем, что такая комбинация чеканилась только на монетном дворе Санкт-Петербурга. То есть под портретом императрицы должно значиться «СПБ», но там явно различимые буквы «ММД». Штемпель для копии изготовили из аверса и реверса двух разных монет.

Штудирование каталога позволяет отсеять несуществующие монеты. Создатели копий порой делают фантастические изделия, которых не существовало в природе, несмотря на то, что эти «монеты» выглядят вполне правдиво.

На иллюстрации ниже монета, у которой не может существовать подлинника. Ведь первые золотые десятирублёвки данного типа появились лишь в 1898 году (золотые империалы десятирублёвого достоинства с портретом Николая Второго чеканили и в 1895 году, но выглядят эти монеты по-другому).

Хорошую службу может сыграть знание тиража той или иной нумизматической позиции. Если отчеканили всего несколько десятков таких монет, вероятность того, что заветный подлинник находится в руках потрёпанного жизнью мужичка, желающего её вам всучить, стремится к нулю.

Если раньше производство подделок представляло столь трудоёмкий процесс, что за него рисковал браться далеко не всякий, то сейчас изготовить нужный штемпель и приступить к собственной чеканке не так уж сложно. Поэтому при покупке раритета следует тщательно сличать детали его изображения с заведомо подлинным экземпляром.

Избавиться от несовпадений в рисунке мастера подделок пробуют методом высокоточного литья. Но в этом случае теряется чёткость элементов, сообщённая ударом штемпеля.

Под большим увеличением элементы рисунка выглядят расплывчатыми. Переход букв в монетное поле вместо прямого угла образует покатистую горку. Предстают взгляду остатки миниатюрных пузырьков, получившихся при отливке копии. Тонкие элементы несколько утолщаются. Для сокрытия следов такие экземпляры искусственно состаривают и даже стирают рельеф.

Заключение

Начинающему коллекционеру стоит покупать монеты у надежных продавцов. Для проверки подлинности необходимо приобрести справочный каталог, где подробно описывается внешний вид размер и вес монеты отдельных эпох (СССР и Царской России). Кроме этого понадобятся электронные весы и лупа. Спектрометр нужен для покупки дорогих монет. С его помощью оценивается состав и наличие примесей.

В заключение можно порекомендовать видео – Подделки царских монет. Как быстро отличить подделку от оригинала. Нумизматика.

Источник