Меню

Изготавливать монеты круглой формы с двусторонней чеканкой



Как изготавливали монеты чешуйки?

Многим доводилось встречать старинные русские монеты, которые из-за своего необычного вида получили название «чешуйки». Основная масса этих монет изготавливалась из серебра и имела столь незначительный размер, что они действительно похожи на мелкие рыбные чешуйки с надписями. Как же изготавливались эти необычные монеты?

Все начиналось с переплавки серебра. Интересно, что сырье было не всегда однородным, но используя доступные технологии очистки металла, мастерам удавалось доводить его до 960 пробы. Полученный драгоценный металл перерабатывали в проволоку необходимого диаметра.

Далее серебряную проволоку разрезали на «чурки» необходимой длины, плющили получившиеся заготовки и отжигали для придания пластичности металлу, прошедшему механическую обработку.

Чешуйки этого периода чеканили несопряженными штемпелями. То есть нижний штемпель крепился в специальной подставке, а верхний чеканщик держал в руке, наставляя его на подложенную на нижний штемпель заготовку.

Именно поэтому сегодня, рассматривая монеты этого периода, довольно сложно отыскать два полностью идентичных экземпляра. Редкие монеты содержат полное изображение. Чаще можно встретить отчеканенные лишь фрагменты штемпеля.

Вообще, качество чешуек было на весьма низком уровне. В том числе это было связано и с самими штемпелями, которые нередко получали серьезные повреждения при их снятии с маточника, который должен был гарантировать определенную идентичность для целой серии штемпелей. Некоторые же штемпели получали повреждения в процессе чеканки, но часто продолжали использоваться. Особенно наглядно это можно увидеть при анализе большого количества идентичных монет-чешуек.

Сегодня можно довольно по низкой цене приобрести чешуйки времен Ивана Грозного или, например, Петра I. Но среди них встречаются и свои раритеты, имеющие высокую стоимость, появление которых иногда связанно именно с повреждениями штемпелей.

Интересные факты о «чешуйках» вы можете прочесть здесь .

Источник

Изготавливать монеты круглой формы с двусторонней чеканкой

Археологи и нумизматы пришли к заключению, что монеты были изобретены в качестве платёжных средств в Средиземноморье между 700-600 годами до н.э. Через пару веков основным способом производства монет в Средиземноморье становится чеканка, а не литье, как это было на заре монетного производства. Чеканная монета имела целый ряд преимуществ перед отлитой в форме. Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.

Монеты 6-го века до н.э. представляли собой кусочки металла округлой формы с объемным изображением. Технология их производства состояла из подготовки единичной монетной заготовки определенного веса, путем литья в форме или остужения капли металла на плоской поверхности. После изготовления нужного количества заготовок, они поступали на чеканку. Штемпели изготавливались из бронзы, металла относительно мягкого, поэтому они очень быстро изнашивались и приходили в негодность. Именно этим объясняется огромное количество разновидностей штемпеля одного и того же типа монет. Чтобы штемпели служили дольше, ассистент мастера разогревал будущую монету в печи и щипцами подавал ее на нижний штемпель. Приставив верхний штемпель к раскаленному кружку серебра, мастер ударом молотка осуществлял чеканку монеты. Рабочая поверхность верхнего штемпеля (квадратного в сечении стержня) изначально не декорировалась, а представляла собой абстрактный высокорельефный геометрический узор, который, проникая в металл, способствовал лучшей прочеканке аверса.

Лидия, Крез (ок. 560-546 до н.э.) 1/2 статера.

Постепенно рисунок реверса усложнялся, квадраты и прямоугольники сменились сложными рисунками, появлялись буквы, пальметки и изображения растений. Следующим этапом в оформлении реверса стало помещение на нем негативного, вогнутого изображения аверса монеты. Этот тип монет характерен для греческих колоний Южной Италии.

Южная Италия, Метапонтиум в Лукании, номос (520-510 до н.э.)

С развитием техники чеканки и ростом мастерства художников и граверов, изображение на реверсе усложнялось и приобрело стилистическую и смысловую роль «второй скрипки», поддерживающей аверсную сторону монеты. Иерархия сторон учитывалась и при технологии изготовления монеты: верхний штемпель (реверс) изнашивался значительно быстрее, поэтому на нем размещали второстепенные по смыслу и значению изображения, а на нижнем штемпеле (аверс) чаще всего помещали изображение бога или правителя. Постепенно в процессе производства монеты и её дальнейшего обращения круглая форма монеты с двухсторонней чеканкой вытеснили прочие формы платёжного средства. И монета приобрела те основные черты и формы, которые практически не изменились и до наших дней.

Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте,

и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Расцвет медальерного искусства античности пришелся на Классическую и Эллинистическую Грецию, подарившую нам высочайшие шедевры мелкой пластики. Монеты регулярного чекана древнегреческих полисов поражают высотой художественного и технического мастерства исполнения.

Читайте также:  Сколько стоят десятирублевые монеты 2003 года

Декадрахма Сиракуз (400-395 гг. до н.э.)

Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти промышленной, технологии изготовления монет.
Монеты становятся не только платежным средством, но и средством пропаганды, с поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли свои победы на реверсе монеты.
Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.

Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки

Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились, заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.
Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение аверса было более значимо и сложно в изготовлении.

Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.

Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы — scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы, волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и живого портрета императора, почти всегда обходился без использования резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.
Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет.
Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты, имеющие строгое соотношение сторон.

Читайте также:  1 миллион лир турция монета

Сопряженный штемпель монеты Константа I с буквами антиохийского монетного двора,

найденный во Франции, и бронзовый фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии.

Политический и экономический кризис Рима отражался и в упадке римской денежной системы. В основной монете Империи на тот период, в серебряном денарии во втором столетии новой эры постоянно уменьшалось содержание чистого серебра. И к концу века в римском денарии была всего лишь 500 проба.
В начале третьего века, пытаясь спасти денежную систему Империи, и вернуть доверие населения к монетам Рима как внутри страны, так и за её пределами, император Каракалла начал выпускать новую монету. Названа она была в честь императора, полное имя которого было Марк Аврелий Антонин. Антониниан, кратный по стоимости двум денариям, вначале представлял собой высокопробную пятиграммовую серебряную монету. Визуально антонинианы отличались от денариев тем, что на денарии портрет императора был изображен в лавровом венке, а на антонинианах – в короне. Появление этой новой монеты лишь временно облегчило тяжелое экономическое положение Римской Империи. Но, вскоре в связи с порчей денег содержание чистого серебра и в антониниане также как и до этого в денарии стало стремительно падать. И к концу третьего века эта монета стала почти медной, а потом вообще лишь слегка покрывалась серебром. Император Константин в начале четвёртого века добился некоторой стабильности в денежном хозяйстве империи, введя новую золотую монету – солид. Но, не будет отвлекаться на денежные системы Римской Империи и описание её монет от основной темы статьи: техники чеканки монет.

Источник

Изготавливать монеты круглой формы с двусторонней чеканкой

Порчей монеты с целью дополнительной выгоды занимались и денежные дворы. Самым простым способом было ухудшение монетной стопы. Это когда вес монеты оставался неизменным, но за счёт увеличения в сплаве монеты лигатуры проба серебра понижалась. И из определенного количества серебра выбивалось большее количество монет, чем это полагалось по монетному уставу. Другой способ предполагал понижение веса самой монеты. Чтобы скрыть это, монетные мастера сохраняли привычный диаметр монетного кружка, а уменьшали только толщину монеты. Иногда даже, наоборот, для введения в заблуждение населения при уменьшении веса денария монету чеканили с ещё большим диаметром. Эта постоянная тенденция занижения веса и увеличения диаметра монеты привела в конце XII века к появлению таких монет, как широкие немецкие брактеаты.

В соответствии с требованиями рынка объём монетного производства в XII в. увеличился в несколько раз. Открывались новые монетные дворы, росло мастерство работников денежных цехов, совершенствовалось оборудование для чеканки денег. К тому же, увеличение количества монетных мастерских и интенсивность их работы поддерживалась за счёт популярной в те годы практики перечеканивать монету раз в несколько лет в связи с её быстрым износом. Часто массовую перечеканку старой монеты денежные дворы производили перед открытием больших торговых ярмарок. Для более дешёвой перечеканки в смысле денежных и временных затрат подходили брактеаты. Недолговечность этих монет компенсировалась простотой и высокой скоростью их чеканки. Т.е. эти монеты изначально выпускались на короткий срок обращения, в основном для удовлетворения нужд местного рынка. Как правило, для покрытия расходов на перечеканку, каждая переделка монеты сопровождалась небольшим понижением веса и пробы. Наибольшее распространение брактеаты получили в Германии, эти монеты ходили там наряду с традиционными денариями и оболами.

Средневековые миниатюры, изображающие мастеров за изготовлением заготовок и чеканкой монет

В XIII веке монеты по-прежнему чеканились вручную железными или стальными штемпелями. Для изготовления рисунка штемпеля широко применялись заранее изготовленные пуансоны.
Благодаря росту мастерства художников и граверов, которые в большинстве своем были профессиональными ювелирами, заметно выросло качество оформления монет. Легенды приобрели опрятность, буквы утратили прежнюю угловатость и постепенно начали приобретать рисунок рукописных литер.

Сама же технология производства монет состояла из нескольких основных этапов:
1. Вначале необходимо было изготовить цаны. Для этого приготовлялся сплав серебра необходимой пробы и веса, который затем заливался в форму. Прямоугольный слиток серебра, для лучшей ковкости, отжигался в печи и поступал для изготовления пластин…
2. Слиток многократно отковывали и отжигали, пока он не приобретал нужную толщину. Затем пластину шлифовали и отбеливали.
3. Из листа серебра вырезались квадратные пластинки, которые затем обрезались по форме монеты, дополнительно юстировались, взвешивались и еще раз отжигались.
4. Пройдя все предыдущие этапы, готовые заготовки поступали на чеканку. Низкий рельеф рисунка и легенды не требовали разогревания монетной заготовки перед чеканкой, поэтому главным технологическим отличием средневекового производства монет от древнеримского можно считать холодную чеканку.

Железные штемпели монет Эдуарда I (1272-1307) и его серебряный пенни, отчеканенный в Лондоне

Нижний штемпель имел острый шип, с помощью которого он надежно закреплялся в массивной деревянной колоде. На торец нижнего штемпеля накладывалась монетная заготовка, а сверху приставлялся верхний штемпель, который мастер держал в руке. Такой тип чеканки в немецкой литературе получил образное название «чеканка кулаком» (Pragen mit der Faust). Для производства даже небольшой монеты приходилось прикладывать значительные физические усилия. Из-за массовых тиражей и ручного туда был очень высок уровень мелкого брака. По причине усталости или невнимательности мастера, заготовка не всегда ложилась ровно на нижний штемпель, или заготовка соскальзывала при ударе, что было причиной смещенного изображения и нецентрованности огромного количества монет. Силы удара молотка иногда не хватало для прочеканки всех деталей монеты, по этой причине производилась повторная чеканка, при которой контуры рисунка и буквы обычно смещались по отношению к первому изображению.

Читайте также:  Изготовление штемпеля для чеканки монет

Развитие внешней торговли всё больше увеличивало объёмы торгово-денежного оборота. При этом постоянное падение веса и пробы денария в XII веке привело к тому, что он превратился в мелкую разменную монету для обслуживания мелкотоварного оборота местного рынка. Постепенно роль международных денег стали играть серебряные слитки, различной пробы и веса, а так же золотые монеты, которые продолжали чеканить отдельные страны: византийские солиды (безанты), арабские динары, сицилийские августалы, испанские мараведи.

Но первым полноценным грошем можно считать лишь монету, отчеканенную предположительно в 1202 году в Венеции. Новая монета из чистого серебра весила 2,2 грамма и равнялась двенадцати старым денариям. Именно венецианский метапан стал первой денежной единицей, использовавшейся в международной торговле после пятисотлетнего безраздельного господства денария.

Начало широкому распространению новой крупной монеты по Европейскому континенту положила денежная реформа короля Франции Людовика IX, проведенная им 1266 году. По итальянскому образцу в городе Туре была выпущена монета 958 пробы, состоящая из двенадцати денариев (денье) весом 4,22 грамма. Новый номинал получил название по месту чеканки — «gros tournois» или турноз. Очень быстро эта монета завоевала признание во Франции и за ее пределами, став не только образцом для прямого копирования и подражаний в чеканке монет других государств, но и непосредственно участвовала в международной торговле в качестве общепринятого платежного средства.

Гро турнуа (1266-1270) короля Людовика IX и Пражский грош (1300-1305) короля Вацлава II

Новая чешская монета заметно отличалась от раннесредневековых денариев и даже грошей других стран своим изящным дизайном и мастерством изготовления штемпеля. Над внешним обликом монеты работали итальянские минцмейстеры, которые руководили ещё и непосредственно чеканкой. Но не смотря на то, что размер монеты заметно увеличился, чеканка грошей по-прежнему производилось ручным способом методом молоточного чекана.

Две буквы «S», отчеканенные одним пуансоном, с характерным дефектом

Используя сходство начертания некоторых букв, чеканщик штемпеля при помощи пуансона-основы изготавливал сразу несколько литер, тем самым экономя время и силы, не в ущерб общему стилю легенды.

Деталь легенды турноза со следами не удаленной разметки

Несмотря на шаткость положения короля, гравер создает героический образ могущественного правителя: самоуверенный профиль, выдвинутая вперед челюсть, орлиный нос, грозно сдвинутые бровями и устремленный вперед взгляд. Завершает образ короля пышная грива волос, которая выбита тем же пуансоном, что и гривы львов на реверсе! Что это? Экономия средств на изготовление нового пуансона? Или художественный прием? Трудно сказать, насколько умышленно использовался один инструмент для работы над королем и львами. Возможно, это должно было вселять в подданных уверенность и веру в короля-льва, на царствование которого выпали страшные войны. Либо это скрытая ирония над горе-правителем, на царствование которого выпали чудовищные поражения, унизительная сдача столицы и почти всех городов, позорное бегство в Силезию во время Потопа, потеря Киева и земель за Днепром и, наконец, отречение от трона.

Процесс создания монетного штемпеля был самым сложным этапом производства монет. К его изготовлению допускались лишь опытные мастера, члены гильдии граверов. Отслуживший свой срок инструмент, во избежание несанкционированного использования, всегда уничтожался. А выходили штемпели из строя очень быстро. Несмотря на использование закалки рабочей поверхности штемпеля, она быстро изнашивалась: от неточной постановки инструмента ее края скалывались или скруглялись, сминая рисунок, изображения быстро забивались и теряли остроту. Штемпели изнашиваются не одновременно. Верхний штемпель всегда выходил из строя быстрее, — на него приходились удары молотка, в результате чего металл менял свои свойства, а инструмент деформировался: стержень штемпеля постепенно раздувался и искривлялся, наверху стекающий от ударов металл заворачивался, образуя широкую шляпку, мешающую мастеру видеть заготовку и нижний штемпель. Сохранились точные технические данные о работе внецианского монетного двора. По этим документам, верхний штемпель, использующийся для изготовления гроша, до полного износа выдерживал примерно 17000 ударов, а нижний штемпель — 36000 ударов. Учитывая, что венецианский монетный двор изготавливал в среднем по 20000 монет в день, можно представить себе, как часто при таких больших тиражах изнашивались и менялись штемпели.

Источник