Меню

Изготовление монет в древности



Изготовление монет в древности

Техника чеканки монет – ч.1. От Древней Греции до Позднего Рима

Как и тысячи лет назад, прежде чем стать монетой, кусочек металла проходит очень сложный и длинный путь от шахты рудника до штемпеля мастера.
На страницах этой статьи мы попробуем проследить и наглядно проиллюстрировать эволюцию чеканки европейской монеты от шедевров эллинов через брактеаты до больших и
красивых тестонов и талеров.
Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.
С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки. Знание технологических тонкостей операций, используемых при изготовлении старинных монет, поможет начинающему коллекционеру избежать досадных моментов, связанных с приобретением фальшивых экземпляров.


Археологи и нумизматы пришли к заключению, что монеты были изобретены в качестве платёжных средств в Средиземноморье между 700-600 годами до н.э. Через пару веков основным способом производства монет в Средиземноморье становится чеканка, а не литье, как это было на заре монетного производства. Чеканная монета имела целый ряд преимуществ перед отлитой в форме. Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.
Монеты 6-го века до н.э. представляли собой кусочки металла округлой формы с объемным изображением. Технология их производства состояла из подготовки единичной монетной заготовки определенного веса, путем литья в форме или остужения капли металла на плоской поверхности. После изготовления нужного количества заготовок, они поступали на чеканку. Штемпели изготавливались из бронзы, металла относительно мягкого, поэтому они очень быстро изнашивались и приходили в негодность. Именно этим объясняется огромное количество разновидностей штемпеля одного и того же типа монет. Чтобы штемпели служили дольше, ассистент мастера разогревал будущую монету в печи и щипцами подавал ее на нижний штемпель. Приставив верхний штемпель к раскаленному кружку серебра, мастер ударом молотка осуществлял чеканку монеты. Рабочая поверхность верхнего штемпеля (квадратного в сечении стержня) изначально не декорировалась, а представляла собой абстрактный высокорельефный геометрический узор, который, проникая в металл, способствовал лучшей прочеканке аверса.


Лидия, Крез (ок. 560-546 до н.э.) 1/2 статера.

Постепенно рисунок реверса усложнялся, квадраты и прямоугольники сменились сложными рисунками, появлялись буквы, пальметки и изображения растений. Следующим этапом в оформлении реверса стало помещение на нем негативного, вогнутого изображения аверса монеты. Этот тип монет характерен для греческих колоний Южной Италии.

Южная Италия, Метапонтиум в Лукании, номос (520-510 до н.э.)

С развитием техники чеканки и ростом мастерства художников и граверов, изображение на реверсе усложнялось и приобрело стилистическую и смысловую роль «второй скрипки», поддерживающей аверсную сторону монеты. Иерархия сторон учитывалась и при технологии изготовления монеты: верхний штемпель (реверс) изнашивался значительно быстрее, поэтому на нем размещали второстепенные по смыслу и значению изображения, а на нижнем штемпеле (аверс) чаще всего помещали изображение бога или правителя. Постепенно в процессе производства монеты и её дальнейшего обращения круглая форма монеты с двухсторонней чеканкой вытеснили прочие формы платёжного средства. И монета приобрела те основные черты и формы, которые практически не изменились и до наших дней.


Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Расцвет медальерного искусства античности пришелся на Классическую и Эллинистическую Грецию, подарившую нам высочайшие шедевры мелкой пластики. Монеты регулярного чекана древнегреческих полисов поражают высотой художественного и технического мастерства исполнения.

Декадрахма Сиракуз (400-395 гг. до н.э.)

Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти промышленной, технологии изготовления монет.
Монеты становятся не только платежным средством, но и средством пропаганды, с поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли свои победы на реверсе монеты.
Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.

Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки

Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились, заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.

Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение аверса было более значимо и сложно в изготовлении.

Читайте также:  Картинка стоимости монет ссср

Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.

Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы – scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы, волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и живого портрета императора, почти всегда обходился без использования резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.

Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет.
Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты, имеющие строгое соотношение сторон.

Сопряженный штемпель монеты Константа I с буквами антиохийского монетного двора,
найденный во Франции, и бронзовый фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии.

Политический и экономический кризис Рима отражался и в упадке римской денежной системы. В основной монете Империи на тот период, в серебряном денарии во втором столетии новой эры постоянно уменьшалось содержание чистого серебра. И к концу века в римском денарии была всего лишь 500 проба.

В начале третьего века, пытаясь спасти денежную систему Империи, и вернуть доверие населения к монетам Рима как внутри страны, так и за её пределами, император Каракалла начал выпускать новую монету. Названа она была в честь императора, полное имя которого было Марк Аврелий Антонин. Антониниан, кратный по стоимости двум денариям, вначале представлял собой высокопробную пятиграммовую серебряную монету. Визуально антонинианы отличались от денариев тем, что на денарии портрет императора был изображен в лавровом венке, а на антонинианах – в короне. Появление этой новой монеты лишь временно облегчило тяжелое экономическое положение Римской Империи. Но, вскоре в связи с порчей денег содержание чистого серебра и в антониниане также как и до этого в денарии стало стремительно падать. И к концу третьего века эта монета стала почти медной, а потом вообще лишь слегка покрывалась серебром. Император Константин в начале четвёртого века добился некоторой стабильности в денежном хозяйстве империи, введя новую золотую монету – солид. Но, не будет отвлекаться на денежные системы Римской Империи и описание её монет от основной темы статьи: техники чеканки монет.

Источник

Изготовление монет в древности

Существовало два основных способа изготовления монет в древности: литье и чеканка. При литье металл заливался в форму, на которой было вырезано зеркальное изображение. Обычно отливали сразу несколько монет. Изготовляли формочки для отливки из мягкого камня. Иногда формы для отливки получали отпечатком на глине или гипсе готовой монеты. Делали это так: заполняли гипсом ящичек и тщательно выравнивали его поверхность. Затем на еще сырой массе оттискивали готовую монету. То же делали и на другом ящичке, только оттискивали оборотную сторону монеты. Оба оттиска должны были точно подходить друг к другу при соединении формочек. В формочке оттискивалось несколько углублений, чтобы сразу отливать группу монет. К углублениям подводили канальчики для металла. Этих канальчиков было соответственно несколько, и все они вели к основному канальцу, через который вливался металл. В древности таким способом литья делали обычно очень большие монеты, например, ольвийские крупные медные монеты или италийские ассы. Техника литья оказалась незаменимой при изготовлении монет из низкопробных металлов. Кружочки из таких сплавов серебра с медью были очень хрупки: их нельзя было помещать между штемпелями, чтобы выбить на них изображение. При ударе штемпелем такие заготовки ломались.

Литые монеты почти всегда можно отличить от чеканенных. Изображение на них расплывчатое. По краю всегда имеется небольшой нарост металла, затекшего в щели между формочками. Кроме того, видны следы от литников, т.е. металла, застывшего в каналах, подводящих металл к формочке. Эти литники отрубали или обрезывали, но следы такого отруба видны почти всегда.

Другой способ изготовления монеты был более употребителен. Кружок металла помещался между двумя штемпелями. На верхнем штемпеле вырезали зеркальное изображение одной из сторон монеты. На нижнем или на наковальне – зеркальное изображение другой стороны.

В древности штемпели делались из железа или бронзы. Впоследствии появились стальные штемпели.

Штемпели, которыми «печатались» монеты, можно увидеть на самих монетах. На римском денарии магистрата Тита Каризия (45 г. до н.э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано: «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В храме Юноны был расположен монетный двор. Чеканенные деньги стали в честь этого двора и богини Юноны называться «монетой». Что же может быть на оборотной стороне денария с изображением этой «монетной» Юноны? Конечно, какие-нибудь принадлежности монетного двора. И действительно, переворачиваем монету, и перед нами… целый набор инструментов монетного мастера: клещи, которыми держали раскаленный слиток, молоток и четырехгранный столбик – нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком – принадлежность бога кузнецов и техники – Вулкана.

В древней Греции верхний штемпель представлял собой довольно большой стержень с вырезанным на нем обычно изображением оборотной стороны. Нижний – более устойчивую низенькую наковаленку с изображением лицевой стороны.

Самый древний верхний штемпель, судя по лидийским монетам ( VII в до н.э.), имел вид одного или нескольких зажатых в пучок стержней. На наковальне было вырезано изображение в виде очень неглубокого рельефа. Бобообразный слиточек электра (сплав золота и серебра) вдавливался верхним штемпелем в это углубление, которое оттискивалось на лицевой стороне монеты.

Читайте также:  Ценность монеты 2013 года 10 рублей

Древнейшие эгинские монеты ( VII в. до н.э.) чеканились на наковаленке с глубоко вырезанным на ней изображением черепахи. Верхний штемпель имел шины. При ударе этим штемпелем с шипами монетный слиточек вгонялся в углубление на наковаленке.

Если вы возьмете советскую монету и зажмете ее двумя пальцами так, чтобы изображение герба находилось в правильном положении, и поверните монету по вертикальной оси, то увидите, что и оборотная сторона окажется не боком, не вверх ногами, а в том положении, в каком она должна находиться при чтении букв и цифр. Если вы возьмете французскую монету и повернете ее так же, то изображение оборотной стороны окажется вверх ногами. Зато, если вы ее зажмете с боков и повернете по горизонтальной оси, то изображение оборотной стороны на французской монете окажется в правильном положении, а советской монеты – в опрокинутом.

Это связано с соотношением осей оборотной и лицевой сторон монеты, что в нумизматике обозначается стрелками. Знак ↑↑ означает, что ось лицевой стороны и ось оборотной стороны совпадают. То есть, в той части, где верх лицевой стороны, располагается и верх оборотной стороны. Знак ↑↓ показывает, что оси сторон обращены в противоположные стороны, знаки ↑⌊, ↑→ и т.д. показывают, что оси сторон расположены друг к другу под углом, который может быть больше или меньше.

При современной машинной технике легко добиться, чтобы оси сторон находились в одно и том же соотношении у всех монет. Это достигается тем, что штемпели, между которыми зажимается кружок для монеты, всегда соединены между собой, и соединены так, чтобы оси сторон совпадали. За этим следят при настройке машины, при установке штемпелей.

В древности обычно верхний и нижний штемпели не были соединены. И потому у двух монет, выбитых одной и той же парой штемпелей, оси оборотной и лицевой сторон не совпадают, а если совпадают, то очень редко и явно случайно. Нумизматы до сих пор не знают во всех деталях технику монетного дела древности. В разные эпохи и в разных странах она была различной. Описаний древних монетных дворов и приспособлений почти нет, а находки самих штемпелей очень редки. Но нумизматы по самим монетам выясняют технику изготовления монет. Всегда можно по большому количеству монет определить, чеканили ли их соединенными штемпелями или разъединенными. Подбирают ряд монет, чеканенных одной парой штемпелей, т.е. монет-двойников, во всех чертах и деталях похожих друг на друга. Затем проверяют соотношение осей их сторон. Если все эти монеты дают одинаковый наклон оси лицевой стороны по сравнению с осью оборотной стороны, то, значит, монеты чеканили соединенными или, как говорят, «сопряженными» штемпелями. Если угол получается разный, то штемпели не были соединены.

Сохранилась пара старинных штемпелей, соединенных в виде щипцов. Это штемпели, которыми чеканились монеты римского императора Константина I (323-350 гг. н.э.), с буквами антиохийского монетного двора. Но найдены эти штемпели не в Сирии, а во Франции. В Египте были найдены штемпели, предназначенные для чеканки афинской серебряной монеты. Вообще древние штемпели для чеканки монет – это в высшей степени редкая находка. Государственные монетные дворы уничтожали свои штемпели после того, как ими переставали пользоваться. Монетчики государственных дворов боялись, что их штемпели попадут в руки фальшивомонетчиков. Но фальшивомонетчики обходились и собственными штемпелями, самодельными. Несложный труд, который требовался для изготовления гравированного стержня-штемпеля, с лихвой оплачивался той выгодой, которую приносили фальшивые монеты.

Наверное, это два античных штемпеля были орудием именно фальшивомонетчиков. Особенно интересно то, что ими биты монеты тех городов, которые очень далеко отстояли от места их находки. Штемпель для афинской монеты найден в Египте, штемпель антиохийской – во Франции. Наверное, фальшивомонетчик предпочитал делать монеты, мало знакомые населению тех мест, где он собирался сбывать продукцию своего подпольного монетного двора. Он выбирал для всех своих штемпелей образцы дальних монетных дворов, чтобы меньше была опасность попасть в руки властей.

Около Ташкента было найдено оборудование целой мастерской фальшивомонетчика XIV в. Спасаясь от какой-то беды, владелец этой мастерской закопал все свои инструменты и даже часть своей продукции. В кладе были ножницы для резки металла, молоток, штемпели и готовые монеты. Эти монеты фальшивомонетчик собирался выдать за серебряные. Но при анализе оказалось, что они почти не содержали серебра. Любопытно, что и этот фальшивомонетчик, так же как его отдаленные собратья из Египта и Галлии, предпочитал изготовлять малораспространенные виды денег. Он чеканил довольно много хорезмских монет, которые в это время на рынках этого района и соседних областей встречались очень редко.

Фальшивомонетчиков всегда наказывали жестоко. Но в данном случае «срок давности» преступления давно истек, и не нам судить тех древних фальшивомонетчиков, благодаря которым в наши руки попали замечательные образцы монетной техники древности – штемпели монет.

Штампованные, чеканенные монеты составляют основную группу монет во всех коллекциях. Большинство монет чеканено. Но как изготовлялся сам кружок для монеты?

В античности он приготовлялся часто отливкой в гладкой формочке. В средневековой Европе кружок для монеты вырезался из тонкого листа металла. Часто лист был очень тонок и мог выдержать только один оттиск изображения. Монета имела изображение и надпись только с одной стороны, а с другой – была гладкой. Эти односторонние монеты называются в нумизматике «брактеатами». Брактеаты особенно характерны для средневековой Европы.

В древней Руси делали монетные болванки из проволоки. Кусочек серебряной проволоки помещался между штемпелями. От удара молотком по верхнему штемпелю проволока расплющивалась и расплющенная пластинка серебра одновременно получала клеймо – оттиск штемпеля. Русскую монету XIV — XVII вв. очень легко отличить от других монет, — она имеет вид овальчика, на краях которого видны следы отрезанных концов проволоки. На некоторых тверских монетах есть изображение мастера-денежника, сидящего у верстака. Чеканщик держит в руке молот, перед ним находится укрепленный в верстаке нижний штемпель. Мастер готовится, по-видимому, ударить по верхнему штемпелю, наставленному на монетную заготовку.

Чем больше развивалась торговля, тем больше и больше денег требовал рынок. И вот на некоторых монетных дворах стали думать, как упростить изготовление штемпеля. Штемпель требовал больших затрат труда опытных и тонких гравировщиков, а снашивался очень быстро.

На монетных дворах Европы в средние века часто употребляли пуансоны для оттискивания букв на штемпелях. Пуансоны – это небольшие штемпельки на каждую букву. Набором таких пуансонов оттискивались на штемпеле надпись. Подобно тому, как наборщик из отдельных литер-букв набирает строчку, так и монетный мастер из отдельных пуансонов-букв набирает легенду для монетного штемпеля. Недаром изобретатель книгопечатания Гуттенберг принадлежал к майнцскому роду Гансфлейшей, которые работали на монетном дворе в Майнце. И недаром в XV в. французский король Карл VII , чтобы узнать секрет книгопечатания, посылал в Германию не кого-нибудь, а начальника монетного двора в Туре.

Читайте также:  Кому продать монеты в амурской области

Чтобы облегчить изготовление большого числа штемпелей, на Руси с XV в. стали делать специальный «штемпель для штемпелей», т.е. маточник. На железном стержне-маточнике вырезалось изображение в том виде, в каком оно должно быть на монете. Затем этим маточником оттискивали зеркальные, негативные изображения на рабочих концах штемпелей. Этими штемпелями можно было уже чеканить монету. Таким способом одним маточником изготовляли сразу много совершенно одинаковых штемпелей.

Ни одного старинного маточника не сохранилось. Догадаться о их существовании можно только по самим монетам. Разберем такой случай. Вот две монеты. Их лицевые стороны чеканены совершенно одинаковыми штемпелями. Это монеты-двойники. На одну монету обезображивает след от трещины, которая была в штемпеле. Можно подумать, что эта монета выбита позднее другой, т.е. тогда, когда штемпель треснул. Но при внимательном изучении второй монеты оказывается, что и у нее есть след от трещины, но идущий совсем в другом направлении. Вывод может быть один: монеты хотя и совпадают совершенно точно во всех деталях, но чеканены разными штемпелями. Следовательно, сами эти штемпели изготовлены путем оттискивания каким-то одним штемпелем, т.е. маточником. Иначе быть не может, так как самый искусный гравер не может сделать два одинаковых штемпеля с совершенно одинаковыми буквами и даже с совершенно одинаковыми неровностями в линиях и рисунке.

Перед нами куча русских монет XVI — XVII вв. На них есть имена царей. По времени правления царей их определить нетрудно. На некоторых есть знаки монетного двора в виде букв. Эти монеты легко определить и по месту чеканки. Но почти все монеты не имеют даты. Мы можем сказать только, в период какого царствования чеканилась монета. А царствование могло быть довольно длительным. Во время такого правления могут произойти важные изменения, в том числе в монетном деле. Как их уловить, если мы не знаем, в начале или в конце царствования, скажем, Михаила Федоровича или Алексея Михайловича чеканены наши монеты? Наконец, некоторые монеты не имеют букв, обозначающих монетный двор. Где же они чеканились? Сопоставим несколько монет, чеканенных одним штемпелем.

И вот ученые берутся за тяжелую работу: они сравнивают штемпели лицевых и оборотных сторон сотен тысяч монет. Советский нумизмат И. Г. Спасский придумал прибор для такой работы. Кладутся две монеты под стекла обыкновенного детского стереоскопа. Если монеты совершенно одинаковы, получается слитное и выпуклое изображение, как при рассматривании сдвоенных фотографий.

Сравнивая монеты друг с другом, нумизматы обнаружили, что иногда две монеты с одинаковыми оборотными сторонами имеют разные лицевые стороны, и, наоборот, две монеты с одинаковыми лицевыми сторонами имеют разные оборотные стороны. Дело, оказывается, в том, что штемпели изнашиваются не одновременно. По верхнему штемпелю бьют все время молотком. Его ставят на монетный кружок не всегда точно, а иногда даже наклонно. От этого он сбивается быстрее, края его клейма уже не оттискиваются на монете. Приходится этот штемпель заменять. А старый, нижний штемпель еще жив, еще может служить в монетном производстве. Иногда на один нижний штемпель приходится несколько верхних. Наконец и нижний штемпель сносился, его надо заменить. Но верхний штемпель, недавно пущенный в работу, еще в хорошем состоянии. Им продолжают пользоваться при чеканке на новом нижнем штемпеле…

Таким образом получается цепь монет. Вот монета, чеканенная верхним и нижним штемпелем (обозначим их соответственно – а , А ). С ней связана монета, чеканенная тем же нижним, но другим верхним штемпелем ( б ).

Далее идет монета, чеканенная опять другим верхним штемпелем ( в ), но все на том же нижнем штемпеле ( А ). Наконец отыскивается монета, чеканенная на новом нижнем штемпеле ( Б ), но тем же верхним штемпелем ( г ). Затем следуют другие сочетания при новых заменах штемпелей ( Б нижнего и е верхнего, Б нижнего и з верхнего, В нижнего и з верхнего штемпелей и т.д.).

Получив такую цепь монет, мы сразу не можем сказать, что все эти монеты чеканили в одном месте. Монетные штемпели очень редко перевозили с места на место. Их постоянно хранили на монетном дворе. Следовательно, логически может быть сделан только один вывод: все монеты чеканены на одном монетном дворе. А теперь предположим, что одну из тысячи связанных друг с другом такой цепью монет все-таки можно будет определить по месту чеканки. Длительный, тяжелый труд нумизмата, сидевшего месяцами над кучей слепых, темных, ничего не говорящих монет, портившего глаза над стеклами стереоскопа, наконец, вознаграждается.

Иногда удается все монеты этой цепочки расположить так, что становится ясно, какая монета чеканена раньше, а какая позднее. При работе штемпели изнашиваются неравномерно. Прежде всего стираются наиболее тонкие, хрупкие части рельефа. Они постепенно уничтожаются на маточниках, а следовательно, пропадают и на штемпелях, и на самих монетах. Так, на русских копейках с изображением всадника у коня постепенно исчезали ноги, а у человека – развевающийся плащ.

В группе монет, чеканенных одним штемпелем, можно установить, какие монеты старше, а какие младше. Например, мы имеем две монеты с одинаковой лицевой стороной, но с разными оборотными. Другими словами, перед нами тот случай, когда штемпель оборотной стороны вышел из употребления и был заменен новым. Старый штемпель лицевой стороны остался в производстве. Теперь нужно решить вопрос, какой из двух представленных на монетах штемпелей оборотных сторон старше, а какой младше. На помощь приходит сравнение одинаковых, битых одним штемпелем, лицевых сторон монеты. Оказывается, что они хотя и биты одинаковыми штемпелями, но совершенно непохожи друг на друга. У первой монеты все детали хорошо видны, значит, штемпель был еще новый, чистый, не сбитый и не засоренный частичками серебра. На другой монете оттиск того же штемпеля плохо виден, рельеф нечеткий, расплывчатый края оттиснулись плохо. Значит, вторая монета бита тогда, когда штемпель уже сильно износился. Следовательно, можно совершенно точно сказать, что оборотный штемпель второй монеты моложе первого, что он сменил лицевой штемпель первой монеты, а не наоборот.

Эти наблюдения, повторенные тысячу раз, дают нам возможность перестроить цепь монет, связанных штемпелями, в том порядке, в каком штемпели действительно сменяли друг друга. Это огромная работа. Нам мешает то, что при чеканке монет иногда использовали старые, уже давно вышедшие из употребления штемпеля, по каким-то соображениям снова введенные в производство. Множество других причин путает картину. Но терпеливый нумизмат добивается успеха. Теперь перед ним не просто монеты царствования Михаила Федоровича, а группа монет, чеканенных в такие-то и такие-то краткие отрезки времени правления этого царя; т.е. проведена работа по хронологическому определению монет.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. Москва, 1963. С. 51-61.

Источник

Adblock
detector