Меню

Изготовление штемпеля для чеканки монет



Процесс изготовления и значение штемпеля на монете

С момента появления денег государство старалось контролировать чеканку монет. Частные лица не имели доступа к штемпелям и к процессу создания денег. Что такое штемпель на монете? Так называют в нумизматике инструмент, которым чеканят деньги.

Монетное дело как раньше, так и сейчас жестко контролируется государством. Этим объясняется, что среди находок нет инструментов для изготовления денег. Их уничтожали с целью предотвращения появления фальшивых монет.

Штемпели всегда изготавливают парами — верхний и нижний. Они быстро изнашиваются, поэтому сначала делают маточник. Затем по образцу делают необходимое количество рабочих инструментов.

Производство штемпелей состоит из таких этапов:

  1. Создания модели.
  2. Изготовления маточника.
  3. Создания штемпелей с зеркальным изображением.
  4. Промежуточные этапы.
  5. Создание рабочих маточников (позитивов) и штемпелей (негативов).

На специальном станке нарезают заготовки. Следующий этап — отделка гурта. Затем заготовки обрабатывают химическим составом и полируют. После этого их сушат и отправляют на пресс.

Создание маточников для памятных экземпляров, которые раскупают нумизматы, — сложный процесс. Делают десятки эскизов для будущих коллекционных денег. Затем их отправляют на утверждение в Банк России. По утверждённому эскизу изготавливают штемпель для монет.

Сначала делают гипсовую модель в увеличенном виде. Для этого скульптор использует воск и пластилин. Как правило, это занимает несколько этапов. В результате получают модель с прямым и форму с обратным изображением.

Затем заготовка покидает мастерскую. Ее отправляют в производственный цех, где гипсовую модель сканируют и обрабатывают. Благодаря современным технологиям, получают объемную модель.

Специалист вырезает заготовку (прямое изображение) в натуральную величину. По ней изготавливают рабочий инструмент и чеканят монеты.

Сегодня при чеканке все процессы автоматизированы, но человеческий фактор важен. Если мастер не увидит изъяна на инструменте, партия будет забракована. Новые прессы работают в полуавтоматическом режиме. Чеканщики используют компьютерную программу на оборудовании.

Специалисты говорят о том, что заготовки лучше укладывать под пресс вручную. Максимальное усилие пресса — 360 тонн. При изготовлении крупных монет используют гидравлический пресс. Сложность возникает только при создании инструмента.

Штемпели готовят в инструментальном цехе и проверяют. Их дорабатывают, пока не получат качественный образец. Работа кропотливая и коллективная. В процесс вовлечены все — художники, скульпторы, инструментальщики, граверы.

После революции студия, где готовили медальеров, была закрыта. Сегодня эту школу возродили.

В Санкт-Петербурге открыт медальерный класс, где учатся студенты Академии художеств. Они изучают граверное дело и изготовление медалей. Руководителем мастерских назначили А. Бакланова, создателя денег, которые находятся сейчас в обращении.

Чеканка денег

В Греции и Риме в монетном деле применяли литье. От этого способа отказались и стали использовать только чеканку.

На древних экземплярах часто отсутствует изображение на оборотной стороне, а есть только углубления. Встречаются они разной формы — квадратные, прямоугольные и другие. Верхний инструмент состоял из одного или нескольких стержней, поэтому и получались такие углубления.

Он имел вытянутую форму, так как его держали клещами или руками. Нижний — закрепляли в тиски. Верхний — выходил из строя быстрее. До полного износа он выдерживал до 17 тысяч ударов, а нижний — 36. Орудие выполняли из бронзы и железа.

Изготовление инструментов для чеканки – сложная технологическая операция. Процесс создания углубленных изображений совершенствовали столетиями. Изготовление штемпелей было искусством. К работе допускались лучшие резчики.

Древние мастера имели задатки художников. Они изготовляли инструмент вручную и использовали в работе:

  • пуансоны и резцы;
  • нестандартные инструменты.

Схема чекана денег выглядела таким образом:

  1. Жестко закрепляли нижний штемпель.
  2. По разгоряченной заготовке били молотком.

Такая работа часто приводила к браку — если заготовка сдвигалась в сторону, то была плохо центрирована. Удар мог наноситься несколько раз, поэтому получались наложенные друг на друга изображения. Для изготовления крупных образцов использовали второго рабочего. Деньги чеканили ручным способом до конца XVIII века.

Процесс производства усовершенствовался с появлением новых станков и технологий:

  • приспособления фальверк — конец XV века;
  • пресса для вырубки монет — 1514 г;
  • вальцевого станка;
  • винтового пресса (балансира);
  • станка со сменными штемпелями — середина XVII века;
  • гуртильного станка — XVII век.

С помощью специального устройства поднимали бревно и укладывали заготовку. Затем устройство отпускали и чеканили монеты. В середине XVI века стали применять винтовой пресс и вальцевой станок. Затем вальцверк усовершенствовали сменными деталями.

С появлением машин отпала необходимость вырезать штемпели вручную.

Брак чеканки

Монеты имеют аверс и реверс. На аверсе находятся: герб, название страны, инициалы правителя. На реверсе — номинал денег, знак, год выпуска. Существуют браки штемпеля, которые коллекционируют нумизматы.

Если ошибки художников, скульпторов не заметили, они появлялись на деньгах. Потом эти инструменты изымали и дорабатывали. Чаще всего неточности появлялись во время политических и денежных реформ.

Браком штемпеля является:

  • нестандартные размеры;
  • следы проката;
  • «чужой» металл;
  • неправильная форма;
  • дефекты химического состава;
  • трещины;
  • смещение относительно кольца;
  • брак гурта.

Русская чеканка в XVIII веке была плохого качества. Медные экземпляры практически не контролировали, поэтому в обращении был брак. Коллекционеры собирают такие экземпляры. Их интересует хорошая сохранность монет. Если для серебра и золота грязь не так страшна, то для меди она может быть губительна.

На Московском аукционе в октябре 2016 был продан рубль 1705 года (перевернутая «Е» в обозначении) за 1,6 млн рублей. За 10 копеек 1976 года (без указания монетного двора) заплатили 900 тысяч рублей.

Источник

Нумизматика Коллекционирование Бонистика

Главная » Интересные факты » Производство штемпелей и маточников для монет

Производство штемпелей и маточников для монет

Штемпели вырезались вручную до середины XIX века. Их качество зависело от мастерства и опыта резчика, создававшего изображение на поверхности штемпеля. С открытием методов химического упрочнения поверхности стали стало возможным изготовление вторичных штемпелей при помощи так называемых маточников, или «штемпелей для штемпелей». В данном случае позитивное изображение вырезалось на металлическом штемпеле, а затем чеканилось на заготовке из более мягкого металла, которая после этого подвергалась обработке с целью упрочнения ее поверхности. Подобная техника была известна еще в античные времена, однако маточники той эпохи до нас, к сожалению, не дошли. Можно сказать, что подобный метод позволяет быстро изготавливать много штемпелей и существенно повышать объемы производства монет.

Читайте также:  Старинный сундук с монетами

Штемпель для монет

Около 1715 года Константин Нартов с Московского монетного двора изобрел машину, способную получать из рельефного изображения больших размеров его уменьшенную копию, подходящую по размеру для штемпеля. Это изобретение революционизировало процесс производства монет, устранив необходимость ручной гравировки миниатюрных изображений. Тем не менее, у него нашлись и противники, утверждавшие, что подобный метод приводит к созданию более стереотипных и менее художественных дизайнов монет.

Улучшенные образцы этого приспособления были сконструированы в Париже в период с 1757 по 1824 годы и использовались с переменным успехом для изготовления стальных штемпелей на основе больших оригиналов из гипса. Эти машины, усовершенствованные французским инженером М. Колла, часто использовались впоследствии в Париже, но в Англии их начали применять лишь после 1839 года. В середине XIX столетия они появились в других европейских странах и в Америке. Вышеупомянутый процесс копирования выполняется в наши дни на специальном токарном станке фирмы Контамин и штемпелерезной машине фирмы Жанвье.

Изготовление маточников

Используя приспособление, уменьшающее изображение, можно перенести увеличенное изображение монеты на стальную заготовку с размерами монеты, называемую маточником. На втором этапе позитивное изображение переносится с маточника на поверхность рабочего штемпеля, негативное изображение на котором используется для чеканки монет. Увеличенная гипсовая модель монеты доводится до совершенства и только после этого создается маточник нужного размера.

Путь от первоначальной концепции к готовой монете проходит через множество процессов и операций. С 1830 года непосредственное вырезание штемпеля было заменено на цикл механических операций. Скульптор создает восковую модель, размерами по меньшей мере в 4 раза большими, чем размер требуемой монеты. Из восковой модели делают ее гипсовый слепок, а из последнего — покрытую никелем медную гальваностереотип, который помещается в специальное приспособление для получения уменьшенной копии с помощью пантографа. Подобно иголке проигрывателя для пластинок, крошечная фреза следует за движениями пантографа и точно воспроизводит уменьшенный рисунок на стальной заготовке или маточнике. После этого маточник проходит химическую закалку и вставляется в специальный конус для изготовления рабочих штемпелей. Последние также закаляются, и теперь они готовы для чеканки.

Поверхность стального маточника упрочняется с помощью ее химической обработки с тем, чтобы маточник можно было использовать для изготовления пуансона.

В наши дни все монеты, предназначенные для обращения, изготавливаются на высокоскоростных прессах. Заготовки помещаются в специальные пластины и пропускаются через устройство, проверяющее толщину и диаметр заготовок. После этого заготовки отправляют в цех для чеканки. Каждая готовая монета проходит через устройство-счетчик, фиксирующее точное количество изготовленных монет. Затем осуществляется проверка веса монета и определяется, нет ли на монете каких-либо дефектов. Монеты, не соответствующие стандартам, выбраковываются. После этих проверок монеты снова подсчитываются и герметически упаковываются в специальные мешки, в которых их затем отвозят в банки.

Источник

Значение штемпеля на монетах

Монеты широко используются в торговых операциях с древних времен. Ранее штемпеля для их чеканки изготавливались вручную, что значительно усложняло изготовление металлических денег. Современные технологии позволили максимально усовершенствовать процесс их производства, обеспечив получение необходимого количества денежных единиц в короткие сроки.

Что представляет собой штемпель?

Что такое штемпель для чеканки изображения на монете? Этот термин применяется в нумизматике. Само же слово имеет немецкое происхождение. Так называют инструмент, применяемый для изготовления монет и медалей. Он состоит из двух элементов, поверхности которых содержат «негативные» изображения противоположных сторон выпускаемых изделий. Для создания штемпеля применяют сталь высокой прочности и твердости.

Производство денежных единиц строго контролируется государством, так как появление фальшивых купюр и монет способно нанести серьезный ущерб экономике страны. Чеканка металлических денег осуществляется исключительно государственными предприятиями. Устаревший и пришедший в непригодность штемпель для монет уничтожается для предотвращения попадания в частные руки и использования в незаконных целях.

Этапы изготовления инструмента

До второй половины XIX века рисунок на верхнем и нижнем элементах штемпелей вырезался вручную. Качество инструмента варьировалось в зависимости от уровня мастерства резчика. Разработка технологии повышения прочности изделий из стали с помощью химических средств способствовала внедрению в процесс производства маточников — вторичных штемпелей.

Вырезанное на поверхности детали позитивное изображение используется для чеканки большого количества штемпелей из металлических заготовок меньшей твердости. Последующая химическая обработка обеспечивает придание стали необходимой для длительного применения прочности. Ускорить процесс производства монет помогло и изобретение оборудования, уменьшающего размеры используемого для чеканки рисунка.

Этапы изготовления штемпеля следующие:

  1. Разработка модели. Вначале она создается скульптором из воска по утвержденному Центральным банком эскизу. Размеры модели маточника превышают величину будущей монеты в четыре или более раз. При выпуске коллекционных монет Банк России осуществляет выбор лучшего эскиза изделия из множества разработанных художниками вариантов.
  2. Создание маточника. Восковая заготовка используется для выполнения слепка из гипса, который затем применяется для изготовления медного гальваностереотипа с никелевым покрытием. Его располагают в приборе, оборудованном пантографом и обеспечивающим создание стального маточника требуемого размера с точной копией уменьшенного позитивного изображения. Матрицу закаливают химическим методом, придавая металлу высокую прочность.
  3. Изготовление штемпелей. Маточник размещается в специальном конусе, предназначенном для производства пуансона. Изображение на рабочих штемпелях наносится в зеркальном виде. После прохождения закалки, полировки и просушки инструмент готов к работе.
Читайте также:  Гравер для полировки монет

Чеканка монет

Рабочие штемпеля устанавливают на высокоскоростные прессы с компьютеризированной системой управления. Заготовки будущих монет фиксируются специальными пластинами и проходят через оборудование, контролирующее соответствие размеров деталей. Количество выпускаемых денежных единиц подсчитывается специальным устройством. Проверяется вес монет и отсутствие на них дефектов с отбраковкой нестандартных экземпляров. Готовая продукция подсчитывается, укладывается в специальную упаковку и направляется в финансовые организации.

Источник

Изготовление штемпеля для чеканки монет

Браки, возникающие при копировании рабочего инструмента

На каком-то этапе производства рабочего инструмента может быть недодавливание в очередную заготовку – это касается как производства маточников,так и производства штампов.
При недодавливании маточника в заготовку для штампа рельеф изображения получается ниже, а некоторые элементы изображения тоньше. Хотя это и не является подшлифовкой, но для обозначения монет, отчеканенных такими штампами, я буду пользоваться термином «подшлифовка», так как монета, отчеканенная таким штампом имеет те же признаки, что и монета, отчеканенная подшлифованным штампом. Недодавливание может быть как по всей плоскости, так и в каком-то сегменте в случае небольшого перекоса взаимодействующего инструмента.

При недодавливании промежуточным штампом заготовки для маточника исчезают выпуклые детали изображения. Такой вид брака встречается гораздо реже, чем недодавливание штампов, видимо маточники изготавливают более тщательно, чем штампы, особенно рабочие. Проявление такого брака на монетах похоже на чеканку с малым усилием пресса, т.е. на «непрочекан».

Иногда передавливание при изготовлении рабочего инструмента по каким-то причинам происходит дважды, при этом не всегда второй раз удаётся попасть точно в тот же рисунок и второе передавливание происходит с небольшим смещением. Смещение может быть как линейное, так и угловое. В этом случае на штампе некоторые детали изображения, выступающие на монете, получаются сдвоенные или более широкие, а на маточнике при таком варианте некоторые элементы изображения, выступающие на монете, оказываются более узкими. Если второе передавливание делается для корректировки первого передавливания, которое было с нарушением параллельности взаимодействующих плоскостей – то в этом случае характерные признаки могут быть не по всему полю штампа, а только в каком-то его сегменте. Это явление обозначается термином «брак изготовления штампа».

При нарушении центровки рабочего инструмента относительно заготовки получается, что рисунок «гуляет» по полю заготовки. (Если это перенос с маточника на штамп – то в этом случае рисунок будет «гулять» по полю штампа.)

Заготовки для штампа могут отличаться размерами диаметра под изображение монеты, получаются штампы с разным полем, однако на монете это компенсируется шириной канта.

Браки, возникающие из-за нарушения технологических условий при производстве штампов

Теоретически идеальный рабочий инструмент должен быть твёрдым, но не хрупким и не пластичным, чтобы в процессе работы не разлетаться на куски и не деформироваться. Однако практически в природе такого материала не существует, поэтому этот идеал недостижим, и цель термообработки – максимально приблизить свойства рабочего инструмента к теоретически идеальному.

При отклонении процесса термообработки от нормы вновь созданный рабочий инструмент может оказаться более хрупким или же более пластичным, чем должен быть.

В случае даже небольшой неоднородности материала заготовки рабочий инструмент после термообработки может приобрести некую слоистость, которая со временем проявится в виде выкрошки на нём.

При термообработке в проблемных местах инструмента (в основном на углах и резких границах рельефа) могут образоваться различные по плотности участки, что в дальнейшем приведёт к смятию инструмента в этих местах.

На фотографии представлена монета со смятиями вдоль канта (кольцевая выработка штампа) и вокруг элементов изображения, особенно хорошо видно смятие вокруг контура трезубца.

В более хрупком инструменте в процессе работы могут образоваться трещины, которые при его оттиске будут проявляться в виде выпуклых линий или в случае полностью треснувшего штампа – даже в сдвиге частей штампа по вертикали.

Более мягкий инструмент после каждого использования может «плющиться» и «расплываться», что даёт небольшое увеличение площади выступающих элементов рисунка на каждом последующем оттиске с такого инструмента. В частности, если маточник получился «мягким» — то каждый следующий штамп, переснятый с такого маточника, будет иметь рельефные части рисунка более широкие и более низкие, чем предыдущий.

Довольно часто на маточниках сминаются самые тонкие части рисунка, что на монете выражается в виде округления острых частей рисунка.

На излишне хрупком инструменте могут обламываться тонкие выступающие элементы, что при оттиске создаст эффект «заплывания» металла или даже в некоторых случаях –эффект «выступающей линии» вместо вогнутой.

В случае обламывания такого элемента на штампе – этот эффект проявится на монете, а в случае обламывания такого элемента на маточнике — этот эффект проявится на штампе, а на монете, соответственно, этот элемент будет отсутствовать.

Правка рабочего инструмента

При изготовлении инструмента в нём из-за неоднородности материала или нарушения режима термообработки могут образоваться боле мягкие области, в которых при работе мелкие выступающие части сомнутся. Штампы, изготовленные с таких маточников, могут догравировываться. Проявления такого явления можно наблюдать на монете 2 гривни «Монеты Украины» в изображении 1 копейки.

Ещё Д. И. Мошнягин и Н. Я. Дашевский в «Советском коллекционере» № 5 (1967 г.) писали о том, что парой рабочих штампов в среднем чеканится около 10 тысяч монетных кружков. С тех пор свойства металлов не изменились, и современные данные зарубежных монетных дворов дают эту же цифру. Разумеется, это среднестатистическая цифра, а реальные тиражи с каждого отдельного штампа могут отличаться в разы как в большую, так и в меньшую сторону. Рабочий штамп может разлететься в буквальном смысле и после первого десятка ударов, а может выдержать и 200 – 300 тысяч ударов. Поэтому говорить о каком-то достаточно стабильном ресурсе рабочего штампа бессмысленно, можно оперировать только усреднёнными показателями, да и то с большой натяжкой. На примере монеты 2 гривни «Монеты Украины», тираж которой объявлен 250.000 экз, а количество разновидностей штампов только оборотной стороны свыше 30, причём распределение разновидностей по количеству далеко не равномерное – можно сделать вывод о чеканке одной парой штампов в среднем примерно 4 – 5 тысяч экземпляров монет. Нетрудно подсчитать, что для чеканки десятков миллионов тиражных монет используются тысячи, а то и десятки тысяч рабочих штампов. Поэтому к вопросу о том, что же считать разновидностью – надо подходить очень осторожно.

Читайте также:  Монета usa liberty 1800

Насчёт «мало» — я ведь планирую не монографию по производственным бракам — их действительно очень много разных, но то уже браки производства монет. А моя цель — дать в этой главе основные сведения по производству штампов (т.е. только штампов !) и как это отражается на монетах в смысле образования разновидностей. Поэтому расшифруйте своё «мало», чтобы я мог обдумать все предложения и при необходимости отразить их в этой главе.

А насчёт формулировки, конечно, я подумаю, а то действительно некоторые «специалисты» могут принять это на свой счёт и разведут ничем не подкреплённые крики, что штампы не могут быть пластичными, потому что они железные.

Для устранения спорных моментов хотелось бы конкретизировать, что автор понимает под термином «разновидности монет по штемпелям» и какие критерии для этого использует (особо интересно для монет, выпускаемых КМД).

В моем понимании, для того чтобы какой-то характерный признак, отличающий конкретную монету от других, был выделен в разновидность необходимо, чтобы:
1) изменения всего изображения или его основных элементов носило либо технологический характер, который нельзя классифицировать как брак (например, изменение геометрических размеров рисунка), либо было обусловлено целенаправленным человеческим фактором (например, подгравировка элементов изображения);
2) выделенный признак должен носить устойчивый характер и должен быть приобретен на стадии «до изготовления рабочего штампа», что косвенно может быть подтверждено частотой встречаемости, т.е. тиражом.

С моей точки зрения шт.аверсов 2.1 и 2.2 на 10 коп 2006 года (подобных браков много среди 10 коп 2004), шт. реверсов ИБ, ИВ и ИГ для 10 копеек; шт. ЕБ и ЕВ на 25 копейках (подобная неразбериха была на реверсах пятаков 2005 и последующих годов, которые были убраны из 6-го издания) удовлетворяют только 2-му критерию (при этом зачастую могут быть отождествлены с подшлифовками [7 изд., с.48]).
Также достаточно спорная ситуация со шт.1 и 2 для 5 коп 2004, поскольку кроме этих шт. существуют промежуточные варианты, указывающие на подшлифовку.

Также я не согласен с информацией, что одной парой штемпелей можно отчеканить всего 10 тыс. монет. В качестве доказательства можно рассмотреть монеты номиналом 25 копеек1996 1ВБм, которые имеют характерную выкрошку между венком и внешней ягодой между 6 и 7 гроздями или 25 копеек 1992 года 3БАм с трещиной (описанной в Вашей статье). Очевидно, что эти монеты были отчеканены одной парой рабочих штемпелей (для каждой из монет) и в процессе чеканки возникли описанные дефекты. Судя по частоте встречаемости (в 10-20 раз чаще чем «английский» чекан) их тираж может быть оценен в 50-100 тыс.
А маленькие тиражи типичны для юбилейных монет и монет улучшенного качества, чеканенных, например, для годовых наборов.

По пунктам hackee:
— Изменение геометрических размеров рисунка — можно классифицировать как брак, потому что теоретически такого быть не должно.
— Выделенный для разновидности признак не должен быть приобретён на стадии «до изготовления рабочего штампа», а может быть приобретён на любой стадии, даже на конечном рабочем штампе, который точно такой же рабочий инструмент, как и любой другой.
— По выводам этой статьи некоторые разновидности из следующего издания будут убраны (типа аверсов 2.1 и 2.2 10 к 2006 г и т.п.). Но не все, потому что есть разновидности достаточно яркие, стабильные и легко определимые, хотя они и подпадают под результаты технологического процесса, описанного в этой статье.
— Приведенный Вами в качестве «доказательства» пример 25 к 1996 г 1ВБм с характерной выкрошкой — некорректен именно потому, что частота встречаемости этого брака говорит о том, что эта выкрошка образовалась не на конечном рабочем штампе, а на промежуточном. А вот частота встречаемости 10 к 1994 г со штампом ВА(г) говорит уже о конечном рабочем штампе. То же и о трещине — она вполне может образоваться и на промежуточном штампе, потому и тиражи именно с такой трещиной большие. Рабочий штамп с такой трещиной развалился бы довольно быстро.

Вы просто не хотите понять, что любые дефекты имеют право образоваться на любой ступени — ведь маточники и штампы любой ступени абсолютно одинаковы, просто какие-то используются для воспроизводства себе подобных, а какие-то — для чеканки монет. Но даже в этом случае они вполне могут меняться местами.

И, кстати, о маленьких тиражах юбилейки — подумайте, почему у маленьких тиражей несколько разновидностей.

Источник

Adblock
detector