Меню

Национальная одежда с монетами



Монеты в народной одежде и украшениях

Категория: Традиционная одежда

| Опубликовал: cat_green, посмотрело: 2 967, фото: 7

В альбоме «Монеты в народной одежде и украшениях», подготовленном научным коллективом Российского этнографического музея, представлена традиция использования монет в костюме и украшениях разных народов. Не только информативные метафоры и защитная функция монет, но и их блеск и звучание, форма правильного круга, составленные из них оригинальные композиции обогащали эстетику костюма и помогали создать этнический образ женской красоты.

Монеты – одна, несколько или целая композиция из монет – входили в состав нарядного женского костюма – у русских казаков и однодворцев, украинцев, народов Балкан, у народов Прибалтики и Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Сибири. Использовались разнообразные монеты – российские, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также из Австро-Венгрии, Германии, Турции, Ирана, Китая.

В альбоме впервые представлена своеобразная востребованность «звонкой монеты», символика признаваемого в народе богатства и состоятельности. Присутствие монет из разных стран, нередко в одном и том же предмете, выражало регулярные торговые, историко-бытовые контакты и познавательную открытость, издавна свойственные народам России – крупнейшей державы Евразии.

Всего в альбоме представлено около 300 экспонатов по разным этнографическим темам: женский костюм и украшения, а также предметы вооружения, ритуальные предметы.

Отобранные экспонаты репрезентативны относительно собрания предметов с монетами, насчитывающего около 1500 единиц.

В структуре альбома применен региональный подход, характеризующий монеты в контекстах традиционной культуры народов различных историко-культурных областей.

Книга адресована этнографам, культурологам, модельерам, всем читателям, интересующимся народными художественными традициями.

СОДЕРЖАНИЕ

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Категория: Традиционная одежда

Шушпан. Душегрея. Корсет. Нагрудная одежда в русском традиционном костюме

Вышел в свет альбом Е.Л. Мадлевской, Т.А. Зиминой «Шушпан. Душегрея. Корсет. Нагрудная одежда в русском традиционном костюме», который знакомит читателя с самобытными видами нагрудной одежды, входившими в состав русского народного костюма. Исследовательской и иллюстративной базой издания является

Русская народная одежда. Понёва и юбка

В издательстве «Бослен» вышла книга Валентины Жигулёвой «Русская народная одежда. Понёва и юбка». Книга посвящена народной одежде южнорусского региона конца XIX – начала XX века. На основе собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника с привлечением экспонатов ряда других музеев подробно показаны

Завьялова М.К. — Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан [1996, PDF, RUS/TAT/ENG]

В альбоме представлена коллекция Государственного объединенного Музея Республики Татарстан по традиционной одежде татарского народа. Костюм — наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, где материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого.

Народное искусство РФ из собрания Государственного музея этнографии народов СССР

В предлагаемом издании представлены лучшие образцы народного быта и искусства русских, коренного населения северо-запада России, Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, то есть народов, входящих в состав Российской Федерации. В этих ярких красочных произведениях, выполненных в

Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. — Одежда народов СССР [1990 г.]

Национальная одежда — своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития,

Источник

Использование монет в украшениях башкир

В конце ХVIII в. для большинства территорий нашего региона упомянутый Екатерининский указ ввёл запрет на изготовление предметов из металла, поэтому металлические элементы украшений, которые раньше изготавливались ремесленниками, стали заменяться монетами. Эта политическая ситуация в башкирском крае отразилась и на традиции декорирования монетами деталей костюма, женских и девичьих украшений, головных уборов, верхней одежды.

Размещение монет на женском костюме и украшениях было подчинено общим закономерностям семиотики костюма и обладало определённым набором знаковых функций, по которым читалась вся социальная информация о человеке: государственная и/или конфессиональная принадлежность; богатство (при обилии в декоре костюма крупных серебряных монет), высокое имущественное положение семьи; принадлежность к престижной социальной группе; принадлежность к определённой половозрастной группе (девушки, молодые женщины).

Монеты также способствовали усилению и даже привнесению магической семантики, а именно: они служили оберегом – благодаря блеску драгоценного металла, изображению царственных особ и святых, гербового орла, созданию покрытия из ряда монет на груди, на лбу или у висков и т.д. Их обилие в костюме молодых замужних женщин демонстрировало богатство ее окружения, пожелания родных о ее плодовитости. Использование монет в женском костюмном комплексе свидетельствует также о санкционировании заключаемого брака и пожелании его прочности (благодаря закреплению множества монет аверсом вверх, с изображением профиля царственной особы) [5].

Довольно часто монеты в декоре костюма соседствуют с раковинами каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу. Известно, что у разных народов мира каури ещё несколько столетий назад могли выполнять функцию денег. Наряду с этим функциональным сходством, раковина каури являлась оберегом от дурного глаза, также, благодаря своей форме, ассоциируется в традиционной культуре с женским началом. Интуитивно-художественное сочетание монет и каури семиотически акцентирует ценность женщины и усиливает её магическую защиту.

Монеты, включающиеся в состав украшений, подбирались вне зависимости от их государственного происхождения, времени выпуска. Учитывались, главным образом, материал, размер и изображения на аверсе, реверсе.

Таким образом, комплекс женских украшений становится своего рода банком семьи. Например, нарядные нагрудники башкирских женщин из кораллов и серебряных монет ценились очень высоко. За это украшение, обязательное в приданом невесты, в конце ХIХ – начале ХХ в. отдавали корову или даже лошадь с жеребёнком. Ранее такое украшение ценилось ещё дороже. Даже в не очень богатом нагруднике одних только монет бывало на 40–50 рублей и более. Лошадь же в конце ХVIII в. стоила в среднем 10–15 руб. Такие нагрудники представляли собой целое состояние и были доступны только зажиточным семьям.

Женщины из бедных семей собирали нагрудное украшение из поддельных кораллов и монет, медных или оловянных бляшек, заменявших монеты; подвески также были дешёвыми – из низкопробного серебра со вставками из простых стёкол или даже жести [6].

Использование в украшениях драгоценных камней

Основную роль в орнаментации ювелирных украшений играют драгоценные и полудрагоценные камни.

Помимо своего прямого назначения, ювелирные украшения, особенно включённые в них драгоценные и полудрагоценные камни, имели нередко значение талисмана – оберега, приносящего удачу, счастье владельцу. Причем, толкования особенностей камней, их магической силы и свойств как талисманов различны в разных странах.

Испокон веков камни занимали видное место в народной медицине, так как многие болезни рассматривались как действие демонов, с которыми следует бороться с помощью талисманов. В древних лечебниках особые свойства всегда приписывались, например, кораллам, любимым башкирками элементам украшений.

В башкирском ювелирном искусстве из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья.

При внимательном рассмотрении особенностей расположения камней на костюме, украшениях, можно обнаружить, что древним башкирам было известно о том, что камни обладают определёнными вибрациями и своей уникальной конфигурацией тонких тел. Помещая драгоценный или полудрагоценный камень в активную точку энергетики человека (чакру), энергетическое поле начинало видоизменяться под воздействием поля камня. Прямой контакт человека с камнем позволял изменять вибрации клеток и энергетических полей.

Отношение ислама к ювелирным украшениям

Одним из распространённых мифов об исламе является запрет на ношение драгоценностей и шелков. Как оказалось, эта тема до сих пор волнует как верующих, находящихся внутри религиозной традиции, так и сторонних наблюдателей.

В священной мусульманской книге Коран нет ни осуждения ношения украшений, ни его одобрения. Украшения из золота, жемчуга и яхонта упоминаются при описании воздаяния, заслуженного праведниками в раю. Например, в 23-м аяте 22-й суры говорится: «Поистине Аллах введет тех, которые уверовали и творили благое, в сады, где внизу текут реки. Разукрашены они там будут браслетами из золота и жемчугами, и одеяния их там шёлк».

Драгоценные камни и металлы связываются с высшими сакральными сферами, на основании чего в хадисах делается вывод: от всего, что праведники должны обрести в раю, в земной жизни стоит остерегаться. Хадисы рассказывают, что Мухаммед запрещал своим жёнам носить шёлковую одежду и драгоценности, однако серебряные украшения им все-таки разрешались. Сам Пророк носил перстень из серебра с сердоликом. Мухаммеду приписывается высказывание: «Кто носит в перстне сердолик, тот непрестанно пребывает в благоденствии и радости» [2].

Все установки ислама, касающиеся ношения украшений, относятся к категории muctahab (религиозно предпочитаемое, но не обязательное). В хадисах можно найти рекомендации о том, из какого материала должно быть изготовлено кольцо, как его следует носить и какой камень следует использовать. Носить золотые украшения запрещено (харам) мужчинам. Ношение серебряного кольца с камнем акик (сердолик), фируза (бирюза), якут (алмаз) допустимо для мужчин, и, согласно хадисам, «…их ношение при молитве придаёт ей более высокую добродетельность, и достойно большего вознаграждения». Акик к тому же способствует изобилию и оберегает от катастрофы.

Эльвира МАМЛЕЕВА, научный сотрудник Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова.

Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/

  • Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий!
  • Друзья, оцените, если вам полезна наша статья 👍
  • Подпишитесь — Дзен покажет вам новые публикации!

Источник

Монисто — традиционное украшение у женщин в старину. Монеты на шее и почему славянки носили больше денег, чем стоил их дом.

Монисто — или традиционное украшение у женщин в старину. Монеты на на шее или почему славянки носили больше денег, чем стоил их дом?!

Приветствую вас дорогие друзья, как нумизмату мне всегда были интересны монеты, но вот в чем дело обстоит, монеты не всегда использовались по назначению или для коллекции.

Так еще с давних времен, с 15-16 веков это активно известно у нас на Руси, женщины использовали монеты — как украшение, как дополнительный запас на будущее, что-то вроде современной копилки или как показатель статуса.

Одним словом — монисто. За этим названием тянется довольно много определений, с одной стороны — это может быть традиционное украшение для многих народов с территории современной России и не только! Они делались из жемчуга, бисера, бус или кораллов, но чаще всего из монет, в основном — которое уже выходили из обращения и при этом были серебряными.

Казалось бы, сколько всего девушки носят на себе — чтобы казаться красивыми?! Чтобы быть еще краше для своего краша , как говорит сегодня молодежь. На самом деле, девушек зря тут относят к легкомысленным особам, ведь любое монисто делается из драгоценных металлов, те же серебряные монеты, допустим начала ХХ века имели в себе вес 20 грамм, при 900 пробе серебра.

И в какой-то степени, это получалось сбережения на «черный день» такой своего рода неприкосновенный запас при хозяйке.

У некоторых народов, были и другие обычаи, когда монеты подшивали под юбку, в подол. На сколько мне известно, так делали цыгане, а возможно и сейчас делают. Эти драгоценности с женщиной приходят в дом мужчины и если нужно уходят вместе с ней, т.к юбка всегда на ней!

Интересное наблюдение делали путешественники, в основном из Европы, которые бывали в России, так они писали , что «на шее славянки носят больше денег, чем стоит весь их дом».

И действительно, монисто может дорого стоить!

Источник

Монеты в народной одежде и украшениях

Коллектив авторов Росийского этнографического музея

Не только информативные метафоры и защитная функция монет, но и их блеск и звучание, форма правильного круга, составленные из них оригинальные композиции обогащали эстетику костюма и помогали создать этнический образ женской красоты.

Монеты – одна, несколько или целая композиция из монет – входили в состав нарядного женского костюма – у русских казаков и однодворцев, украинцев, народов Балкан, у народов Прибалтики и Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Сибири. Использовались разнообразные монеты – российские, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также из Австро-Венгрии, Германии, Турции, Ирана, Китая.

В альбоме впервые представлена своеобразная востребованность «звонкой монеты», символика признаваемого в народе богатства и состоятельности. Присутствие монет из разных стран, нередко в одном и том же предмете, выражало регулярные торговые, историко-бытовые контакты и познавательную открытость, издавна свойственные народам России – крупнейшей державы Евразии.

Всего в альбоме представлено около 300 экспонатов по разным этнографическим темам: женский костюм и украшения, а также предметы вооружения, ритуальные предметы.

Отобранные экспонаты репрезентативны относительно собрания предметов с монетами, насчитывающего около 1500 единиц.

В структуре альбома применен региональный подход, характеризующий монеты в контекстах традиционной культуры народов различных историко-культурных областей.

Книга адресована этнографам, культурологам, модельерам, всем читателям, интересующимся народными художественными традициями.

  • Монеты в предметном мире традиционной культуры
  • Монеты в русской культуре
  • Монеты в украинской традиции
  • Монеты в украшениях и костюме балканских славян
  • Монеты в костюме народов Поволжья и Приуралья
  • Монеты в культуре народов Балтийского региона
  • Монеты в культуре народов Сибири и Дальнего Востока
  • Монеты в памятниках культуры народов Кавказа и Крыма
  • Монеты в культуре народов Средней Азии и Казахстана
  • Каталог

Источник

Читайте также:  Наши улыбки до ушей без монет