Меню

Название римской золотой монеты



Древнеримские монеты (асс, денарий, солид, ауреус)

Римская цивилизация когда-то достигла таких высот, что он ней вспоминали с благоговением и многие столетия спустя. Варвары из Раннего Средневековья, с азартом делившие бывшие земли империи, изо всех сил старались показать себя ее преемниками. Да что там, даже в XX веке память о былом величии Рима подвигла Муссолини строить идеологию на подобном древнем основании. Но эта цивилизация прошла очень длинную дорогу от небольшого города в Средней Италии к гигантской империи от Египта до Британских островов. Сей долгий путь мы можем проследить и по эволюции римских монет.

Как ни удивительно, в царском Риме (753-509 годы до н.э.) для обмена товарами не использовались монеты в привычном понимании этого слова. Их функцию тогда выполняли необработанные бронзовые слитки под латинским названием «aes rude» (примерно переводится как «грубая бронза»). Разумеется, они не имели каких-либо надписей или символики, их вес сильно разнится.

«Наследниками» грубых слитков стали протомонеты под названием «aes signatum» («бронза, имеющая знак»). Появились они в V веке до н.э., отливались с образами орла, быка, капитолийской волчицы, трезубца Нептуна и т.д. Вес имели значительный, порой он достигал полутора килограммов.

И, наконец, в IV столетии до н.э. мы могли бы увидеть уже более-менее узнаваемые деньги округлой формы, причем еще литые, а не отчеканенные.

Старшая монета, асс, первое время весила немыслимые 273 грамма, что сильно затрудняло ее оборот. Поэтому римляне и отливали более мелкие, каждая из которых составляла строго определенную часть массы главной денежной единицы.

На лицевой стороне раннего римского асса расположены профили двуликого Януса, одного из главных и самых загадочных божеств в античной мифологии. На реверсе неизменно помещался образ триремы, военного судна с характерной формой носа, удобной для тарана.

  • Металл: бронза
  • Масса: около 273 г
  • Возможное время отливки: конец IV века до н.э.

Более мелкие монеты славятся своим разнообразием, как по дизайну, так и по весу и способу создания. Например, ранний квадранс (1/4 асса) явно литой, если судить по мелким неровностям поверхности. На обеих сторонах он имеет образы поднятой в приветствии руки и трех точек в стороне. Многие века спустя поручиться за точный смысл этих символов трудно.

  • Металл: бронза
  • Масса: около 13 г
  • Возможное время отливки: 240-230 годы до н.э.

Столетием позже, в уже дряхлеющей Республике, квадранс изменился до неузнаваемости. Прежде всего, он стал чеканным, а не литым. На данном образце оттиск штемпеля лицевой стороны получился смещенным — мы видим образ рукопожатия и только часть надписи на латинском. В центре оборотной стороны отчеканили аббревиатуру «SC» — это сокращение от «Senatus consultum», что есть решение Сената, обязательное для всех римских граждан. Видимо, так на монетах желали подчеркнуть республиканские устои.

  • Металл: медь
  • Масса: около 3.5 г
  • Возможное время чеканки: II век до н.э.

Так вышло, что в III веке до н.э. римские деньги начали стремительно уменьшаться в массе. На то были весомые причины, ведь Республика больше не ограничивалась Римом с окрестностями. Она расширила свои пределы на всю Италию и вступила в активные торговые отношения с греческой цивилизацией. Как мы помним, греки массово чеканили золотую и серебряную монету и не очень-то благосклонно смотрели на бронзовые платежные средства. Поэтому римляне ввели новую денежную систему, в основу которой лег серебряный денарий. Все новые монеты чеканились из серебра и приравнивались к определенному числу скрупулов (древнеримская мера веса, равная 1.137 грамма).

Чтобы не оставить римских граждан у разбитого корыта, ассы и старую мелочь из оборота не вывели и даже выпускать не перестали. Но прежние монеты, как это водится, начали стремительно терять в цене. Например, понадобилось всего несколько лет, чтобы за денарий давали уже не 10, а 16 ассов. Последние, как и прежде, создавались из бронзы, но уже с куда меньшей массой и, разумеется, путем чеканки. Как видно по фото, дизайн за прошедшее столетие почти не изменился.

  • Металл: бронза
  • Масса: около 38.7 г
  • Возможное время чеканки: 211-206 годы до н.э.

Для ранних денариев характерны религиозные мотивы. Например, вот на этой монете середины II века до н.э. лицевую сторону занимает профиль богини Ромы, мифической покровительницы Вечного города. Не следует путать ее изображение с Меркурием, римским богом торговли и посланником Юпитера. Дело в том, что его также часто представляли с крылатым шлемом на голове. На реверсе изобразили Викторию, богиню победы, управляющую колесницей.

  • Металл: серебро
  • Масса: около 3.86 г
  • Возможное время чеканки: середина II века до н.э.
Читайте также:  Из чего монеты 10 руб 2011г

Вместе с угасанием республиканских традиций приходящие к власти диктаторы постепенно вытесняли с монет изображения богов, заменяя их собственными. Хотя Луций Корнелий Сулла не посмел убрать с аверса денария Венеру и Купидона, лишь приписав ниже свое имя («L. Svlla»). Оборотная сторона включает надпись «IMPER ITERVM», что означает «Повторно» (речь идет о продлении полномочий Суллы на посту консула).

  • Металл: серебро
  • Масса: 4 г
  • Возможное время чеканки: 84-83 годы до н.э.

Гай Юлий Цезарь чувствовал себя во главе умирающей Римской республики куда увереннее, и потому добавил свой профиль на монеты. Он обрамлен надписью «CAESAR•DICT PERPETVO», которая уточняет роль Цезаря как пожизненного диктатора. На реверсе денария под фасциями и прочими символами отчеканено зашифрованное имя Марка Эмилия Лепида, одного из соратников этого знаменитого правителя («L•BVCA»).

  • Металл: серебро
  • Масса: 3.93 г
  • Возможное время чеканки: 44 год до н.э.

Рим, покорив огромные территории, просто не мог остаться республиканским и через считанные годы после убийства Цезаря официально стал империей. Дальний родственник убитого Октавиан Август провел денежную реформу, прочно закрепив в обороте золотую монету под названием ауреус. Она выпускалась и раньше, но очень малыми партиями. Младшие по номиналу денежные единицы чеканились из серебра или бронзы.

На иллюстрации ниже мы видим ауреус времен императора Веспасиана (69-79 годы н.э.). Последний снискал себе широкую славу, ведь он пришел к власти в «год четырех императоров», когда новые правители один за другим гибли от рук заговорщиков. Веспасиан же не только удержался на престоле, но и мирно умер от старости, а не на мечах преторианцев.

Лицевая сторона содержит профиль императора, легко узнаваемый по выдающемуся вперед носу, а также подбородку. Портрет обрамлен сокращенной надписью «T CAESAR IMP VESPASIAN» (в переводе примерно означает «Тит Цезарь Веспасиан, император»). Это признак «культа личности» правителей Римской империи, которых почитали почти наравне с богами.

На реверсе имеется фраза «PAX AVGVST», которая переводится на русский язык как «Августов мир». Так римляне называли время расцвета империи, когда постоянные конфликты сменились долгой мирной жизнью.

  • Металл: золото
  • Масса: 7.09 г
  • Возможное время чеканки: 75-79 годы н.э.

Однако, ничто не вечно, и в III веке Римскую империю ждал затяжной и глубокий кризис. Он отразился и на монетах, которые постоянно теряли в цене из-за «порчи» (уменьшения содержания золота или серебра). Положение спас император Константин I (306-337 годы н.э.). Он ввел полновесный золотой солид и столь же «чистые» разменные монеты. Конечно же, Константину крупно повезло – как раз в его правление в империи открылось несколько богатых приисков. Ему лишь хватило мудрости грамотно распорядиться ресурсами.

Ранний Константинов солид содержит на лицевой стороне профиль первого императора-христианина с указанием имени и титула. На реверсе отчеканили образы трех римских штандартов, на центральном из которых восседал имперский орёл. Надпись «SPQR OPTIMO PRINCIPI» переводится как «Сенат и народ Рима лучшему принцепсу».

  • Металл: золото
  • Масса: 4.55 г
  • Возможное время чеканки: 308-309 годы н.э.

И, наконец, мы можем увидеть поздний дизайн римского солида времен Констанция II (337-361 годы н.э.). Здесь не встретить привычного портрета императора в профиль – отныне он изображался в анфас. Констанций II представлен в доспехах, со щитом на руке и с переброшенным через плечо копьем. Портрет обрамлен текстом «FL IVL CONSTANTIVS P F AVG» («Флафий Юлий Констанций, благословенный Август»). На оборотной стороне коронованный император держит щит вместе с богиней Ромой, еще не забытой, несмотря на укрепление христианства. Надпись «GLORIA REI PVBLICAE» следует понимать как «Победа государства».

  • Металл: золото
  • Масса: 4.5 г
  • Возможное время чеканки: 352-355 годы н.э.

Римские традиции чеканки монет пережили крушение империи – их унаследовали королевства варваров и молодая Византия.

Источник

Монеты Римской империи

Для коллекционеров и инвесторов римские монеты представляют особый интерес. Они периодически всплывают на аукционах и участвуют в качестве лотов на торгах, вызывая настоящий ажиотаж в среде нумизматов. В зависимости от состояния за них готовы уплатить разную цену.

Монетная система Рима

Эта античная система интересует не только коллекционеров, но и историков, ведь монетная римская система позже распространилась на все страны Средиземноморья. Именно она стала базой для европейских государств, Азии и Ближнего Востока.

Даже само слово «монета» имеет римские корни. Мастерская по чеканке денег территориально находилась возле храма Юноны Монеты – в переводе «Юноны Предостерегающей». Отсюда слово закрепилось и пошло дальше.

Читайте также:  Из пяти монет две фальшивые одна из фальшивых монет тяжелее настоящей

Эволюция римских монет

В Римском царстве привычной нам денежной системы не было, но уже появились бронзовые слитки, которые выполняли функцию денег. На них меняли товары. Куски металла были необработанными, надписей или рисунков на них не было, и даже по весу эти слитки отличались друг от друга. Иногда их вес доходил до 1,5 кг.

Протомонеты

Следующим этапом стали протомонеты. Это уже были слитки правильной прямоугольной формы. Впервые они появились в V веке до н.э. Пользоваться ими продолжали около 100 лет. На лицевой стороне тех экземпляров, которые обнаружены археологами, есть изображения:

  • орла;
  • быка;
  • капитолийской волчицы;
  • трезубца бога моря.

Главное неудобство заключалось в том, что протомонеты были тяжёлыми – их вес доходил до 0,5 кг. При обмене на товар такие деньги создают неудобства и для продавца, и для покупателя.

Ранний литой асс

Первые древнеримские монеты, которые своей округлой формой принципиально напоминают современные, назывались ассами. Их начали изготавливать во второй половине IV столетия до н.э., при этом метод изготовления был не чеканкой, а литьём. Тем не менее, это стало причиной того, что вес у них был одинаковый. Самая первая весила тоже внушительно – 273 г. Пользоваться литыми ассами было непросто из-за такого веса.

Это привело к новому витку развития денежной системы: началось производство более мелких ассов, представляющих собой отдельные части целого. Аверс монеты был увенчан изображением двуликого Януса, а на оборотной стороне размещалась трирема – военное судно, которое римлянам помогало таранить другие суда из-за особой конструкции носовой части кормы.

Ранний квадранс

Эти литые денежные знаки составляли ¼ часть асса. То, что они изготавливались способом литья, установили по небольшим характерным неровностям на поверхности. Предположительно на аверсе и реверсе нанесено изображение рук, которые кого-то приветствуют. Но из-за того, что квадранс датируется III столетием до н.э., утверждать это с уверенностью невозможно. Не исключено, что смысл этого жеста был в то время другим. Масса такого бронзового изделия составляла 13 г.

Семис

Отливался из бронзы и весил 6,822 г. Некоторые семисы были увенчаны бюстом бога Сатурна, на других изображался Пегас. Его вывели из обращения в самом конце III столетия до н.э.

Чеканный квадранс

Через сотню лет этот монетный знак очень видоизменился. Его начали чеканить, обозначив тем самым новую эру в денежной системе Древнего Рима. На лицевой стороне видно смещённое от центра рукопожатие и часть надписи на латыни. Оборот содержит две заглавные буквы — «SC». Это сокращённое выражение «Senatus consultum», которое означает «Закон, единый для всех римлян». Поздний квадранс чеканили из меди, и весил он намного меньше своего предшественника – 3,5 г.

Такое уменьшение веса было общей тенденцией ещё с III столетия до н.э. Оно обусловлено расширением территорий Республики. Параллельно укреплялась торговля с греками, у которых на тот момент уже были свои чеканные монеты из благородных металлов — золота и серебра. Бронзовые и медные деньги не особо ценились ими.

Серебряный денарий

Чтобы удовлетворить запросы греческих торговых партнёров, в Римской империи начался выпуск серебряного денария. Ценность была кратной мере веса скрупул – 1,137 г. После введения этих денег из серебра прежние медные и бронзовые не стали изымать, они продолжали хождение у римлян, но очень быстро обесценивались.

На ранних денариях чаще всего присутствовали религиозные рисунки. Примером может служить образец с профилем богини Ромы. На обороте видна богиня победы Виктория, едущая на колеснице. Вес серебряного денария составлял 4,548 г.

Смена религиозной тематики

Во II-III столетии до н.э. начинаются постепенные перемены в оформлении римских денег. Республика угасала, а стараниями диктаторов изображения богов сменились на профили правителей. На первых этапах практиковалось не полностью увековечивать себя, а просто оставлять своё имя, как это сделал Луций Корнелий Сулла на денарии 84-83 года до н.э.

На реверсе этой монеты написано «IMPER ITERVM», то есть «повторно». Это приурочено ко второму сроку правления в качестве консула. Масса составляла 4 г серебра.

Юлий Цезарь в самом конце I столетия до н.э. пошёл дальше: именно он принял решение увековечить свой профиль на деньгах, сопровождая это надписью о вечном диктаторстве. Эти денежные знаки тоже чеканились из серебра.

Имперский ауреус

Год спустя после убийства Юлия Цезаря Рим официально стал Империей, соединив в себе огромные территории. После этого произошла вынужденная денежная реформа, автором которой был Октавиан Август. С его лёгкой руки начался выпуск золотой римской монеты – ауреуса весом 7,09 г.

Читайте также:  Монета 20 коп 1937г

Название ей было дано по латинскому переводу слова «золото». Эта денежная единица пережила своего создателя. Больше всего прославился ауреус эпохи Веспасиана. Он стал править в тревожное время, когда его предшественники один за другим погибали в результате заговоров. Но Веспасиан избежал этой участи и умер естественной смертью в почтенном возрасте. На ауреусе того времени виден его профиль и изображение в полный рост. Такие признаки культа личности тогда считались нормой. Население не противилось этому положению вещей, так как при Веспасиане прекратились постоянные войны, и империя вступила в пору расцвета.

Историки отмечают, что выпуск золотых монет не был постоянным. Их чеканили эпизодично, и это накладывает свой отпечаток для коллекционеров.

Солиды

После двух веков относительного благополучия Римскую империю образца III века поджидал кризис, и это пагубно отразилось на денежной системе и финансовой сфере. Золотые и серебряные монеты содержали всё меньшие доли благородных металлов.

Стабильность пришла только во время правления Константина I. Он проявил себя как умелый император, управлявший Империей на протяжении 21 года. Но одними позитивными качествами императора это не объясняется. Ему также помог случай, ведь именно в эти годы были обнаружены и разработаны несколько золотых приисков.

Константин I вводит новую денежную единицу из чистого золота – солид. На ранних чеканках присутствует профиль императора, а с оборотной стороны можно увидеть три римских знамени с орлом по центру. Вес составлял 4,55 г.

Поздний солид выходил при Констанции II. Главное принципиальное отличие заключается в том, что портрет теперь изображался не в профиль, а в анфас. Этот способ прижился и использовался впоследствии не только у римских правителей, но и в других странах. Император изображён в полном обмундировании – с доспехами и щитом. Солид весил 4,5 г.

Последующее разрушение империи остановило развитие денежной системы этой страны, но традиции были подхвачены византийскими правителями и варварами.

Система 20-60 годов III столетия

К этому периоду система денежного обращения Рима ослабела и требовала стабилизации. За дело принялись Александр Север и Максимилиан Фракиец. Их решением выпуск антонинианов, которые раньше составляли большую часть чеканки, приостанавливается, а денарии распространяются всё шире. Продолжают использоваться дупондий, сестерций и асс.

Позже выпуск антонинианов возобновляется, и в итоге он полностью вытесняет денарий. Но и сам антониниан содержит всё меньше серебра, обесценивается настолько, что расчёты ведут уже мешками.

В средине правления Галлиена римская монетная система разрушена окончательно, что сопровождается огромным экономическим кризисом. Попытки по выходу из него не имели особых успехов.

Реформы Аврелиана и Диоклетиана

Аврелиан старается увеличить количество золота в денежных единицах. Чтобы дать шанс стабилизации, изменяется и налоговая политика Рима. Возвращается золотой аурей и начинает чеканиться серебряный милиаренсий.

Но в итоге эти реформы потерпели крах из-за того, что фальшивомонетчики стабильно подрывали систему, а борьба с ними была безуспешной.

Реформа Константина I и система IV-V столетий

При Константине Великом финансовая сфера Рима упрочняется. Это было следствием введения золотого солида по всей Империи.

Он с успехом принимается для оплаты не только внутри страны, но и за её пределами. Также появляются новые серебряные номиналы:

  • утяжелённый милиаренсий;
  • силиква;
  • половинный милиаренсий.

Помимо этого чеканили бронзовые нуммии. После завершения правления Константина Великого выходят триенсы, 1,5 солида, майорин, центенионалий, полсиликвы.

Стоимость

В продаже нередко можно встретить римские монеты выпуска после III-IV столетия нашей эры. Они не так ценны, как денежные символы Древнего Рима, но тоже могут стоить около 50 долларов.

Цена денариев, солидов и пр. напрямую зависит от того, из какого металла они изготовлены. Ещё один параметр – сроки выпуска: чем более древняя чеканка или литьё, тем сложнее приобрести их. Изделия их бронзы или меди можно купить за 50-100 долларов, а выпуски позже III столетия нашей эры дешевле, особенно, если они не сохранились в нормальном состоянии и изношены. Чем хуже виден рисунок и буквы, тем сильнее это влияет на стоимость. Как правило, римские монеты продаются поштучно, купить сразу коллекцию не получится.

Такие экземпляры, как золотой аурей, появляются в продаже очень редко и уходят с известных аукционов за десятки тысяч долларов.

Источник