Бессрочные облигации РЖД: выгоды и риски
Выпуск бессрочных облигаций ОАО «РЖД», завершившийся на прошлой неделе, стал заметным событием на фондовом рынке. Организаторами размещения стали «ВТБ Капитал», МКБ и Sberbank CIB. Длительность каждого купонного периода составляет 182 дня.
Напомним, что ранее на рынке бессрочных облигаций российских компаний, по данным аналитика БКС, присутствовало немного игроков. Вечная (бессрочная) облигация – специфический инструмент долгового рынка. По ней периодически выплачиваются купоны, но сама стоимость облигации никогда не будет погашена.
«По сути, это своего рода привилегированная ценная бумага, по которой заранее известен купон. Соответственно приобретатель может рассчитывать на стабильные поступления денег в неограниченный период времени», – уточнил аналитик БКС.
Таким образом, вечные облигации интересны, с одной стороны, пассивным инвесторам, а с другой – эмитентам, которым требуются средства для инвестиционных целей. Вот почему такие ценные бумаги данного типа ранее относили к субординированным – то есть ценным бумагам, выпуск которых вправе были осуществлять исключительно кредитные организации (банки).
Особые условия эмиссии
Причем по требованиям ЦБ выпущенные после 1 января 2019 года субординированные выпуски могут распространяться только среди квалифицированных инвесторов, а номинал одной бумаги должен быть не менее 10 млн руб. Однако суборды, выпущенные ранее этой даты, обращаются по прежним правилам и доступны широкому кругу инвесторов.
Это объясняет, почему для эмиссии вечных облигаций ОАО «РЖД» потребовались поправки в законодательство. Данный эмитент не является кредитной организацией, тем не менее он получил возможность выпуска ценных бумаг фактически под субординированный долг (как было заявлено в проспекте эмиссии, полученные средства компания планирует направить на финансирование инвестиционной программы).
Итак, эмиссия была проведена на особых условиях. Во-первых, номинальная стоимость одной бумаги составила 1 тыс. руб., что гораздо меньше планки ЦБ России к субординированным облигациям, но при этом аукцион был проведен по закрытой подписке.
Если ставка купона по вечным облигациям российских банков, как правило, оказывалась выше, чем по срочным бумагам (она колебалась в диапазоне от 6,95 до 14,5%), то в данном случае ОАО «РЖД» установило своего рода рекорд: ставка купона составила всего 6,55%. Это хорошо для эмитента.
точки зрения теории столь низкий размер долгового обязательства – свидетельство хорошей ликвидности ценной бумаги. Однако поскольку условия подписки не разглашаются, приходится полагаться на оценки экспертов.
Первый бонд – не комом
Судя по данным банковских аналитиков, ОАО «РЖД» сумело привлечь средства российских и зарубежных банков, пенсионных фондов и управляющих компаний. Причем на начальном этапе эмитент оценивал объем размещения в 15 млрд руб. Однако в процессе формирования книги заявок спрос превысил предложение. В итоге компании удалось привлечь вдвое больше средств, чем планировалось, – 30 млрд руб.
При этом ставка купона снизилась с намеченного уровня (6,7–6,8% годовых) несколько раз. И ставка оказалась зафиксирована на отметке 6,55%.
Иными словами, это составляет ставку купонных рублевых облигаций, выпускаемых Минфином России, плюс 1,55%.
У ОАО «РЖД» – только первый выпуск подобных ценных бумаг. В середине мая 2020 года и. о. премьер-министра РФ Андрей Белоусов подписал распоряжение, позволяющее ОАО «РЖД» разместить вечные облигации на 370 млрд руб. Таким образом, в рамках утвержденной программы бондов компания сможет сделать несколько выпусков, в том числе в иностранной валюте (в пределах утвержденного рублевого лимита).
Железнодорожники в роли первопроходцев
Руководитель управления рынков долгового капитала компании «ВТБ Капитал» Андрей Соловьев полагает, что железнодорожный холдинг следует считать успешным первопроходцем, открывшим дорогу другим системообразующим компаниям. «Мы уже ведем переговоры с двумя-тремя крупными корпорациями в России по подобным размещениям», – рассказал эксперт.
То, что удалось привлечь внимание инвесторов, можно объяснить проведением эмиссии на фоне рекордно низких ставок на мировом рынке. Поэтому если бы сейчас российское законодательство позволило приобретать вечные облигации и физическим лицам, то, возможно, и они проявили бы определенный спрос на такие ценные бумаги.
Кроме того, на прошлой неделе снова подешевел ряд других российских рублевых облигаций. А значит, известия о начале отыгрыша «коронавирусной» просадки данного сектора финансового рынка пока не подтвердились. Это охладило прогнозы о потенциале для ценового роста, на который указывали расширенные z-спреды. Ну и соответственно оферта от ОАО «РЖД» при данных обстоятельствах выглядела для инвесторов достаточно привлекательной.
Как они поведут себя при дальнейших выпусках бондов, предсказать сейчас сложно. На данный момент закрытую подписку финансовые аналитики оценили как успешную, хотя и отметили риски подобных вложений для инвесторов.
Правда, в целом риски выглядели бледнее, чем выгоды от покупки. Тут оптимистический настрой поддержали три события.
Напомним, что в соответствии с законодательством эмитент вправе в одностороннем порядке принять решение об отказе от выплаты купона по облигациям. В данном случае было решено, что при принятии ОАО «РЖД» решения о невыплате купонного дохода по облигациям инвесторам со стороны Минфина России должна быть предусмотрена компенсация неполученных доходов. Механизм выполнения этого решения, правда, пока в процессе согласования.
Во-вторых, по итогам 5 месяцев 2020-го доходы от основной деятельности ОАО «РЖД» превысили 744 млрд руб., что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако железнодорожный перевозчик даже в самый сложный период действия мер по борьбе с пандемией коронавируса сумел сохранить положительный финансовый результат (в том числе за счет экономии средств).
Его имидж при размещении подписки на вечные облигации также поддержало известие о том, что при расширении списка отраслей, пострадавших от пандемии, в него попали и железнодорожные перевозки. И это – в-третьих.
Согласно постановлению кабинета министров, которое подписал председатель правительства России Михаил Мишустин, ОАО «РЖД» вправе рассчитывать на отсрочку по уплате всех налогов, кроме НДС, льготные кредиты по ставке 2% на текущие нужды и каникулы на платежи по аренде недвижимости. По распоряжению правительства, для таких предприятий также действует мораторий на банкротство и проведение плановых и внеплановых проверок. Все это вместе взятое должно помочь стабилизировать финансовый бюджет железнодорожного перевозчика.
Остается добавить, что аналитическое кредитное рейтинговое агентство присвоило данному выпуску ожидаемый кредитный рейтинг еAA+(RU). Более 80% всего спроса пришлось на госбанки, а остальное выкупили пенсионные фонды и управляющие компании.
По его данным, в настоящее время в обращении находится 34 выпуска биржевых облигаций ОАО «РЖД» суммарно на 583 млрд руб. и 11 выпусков классических облигаций на сумму 160,2 млрд руб.
Источник
РЖД потратят ₽500 млрд на вагоны и тоннель. Стоит ли купить их облигации?
Дочерняя для «Российских железных дорог» «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) заключит рекордный контракт на закупку пассажирских вагонов у Тверского вагоностроительного завода. Как сообщили источники «Коммерсанта», речь идет о покупке к 2025 году более 3,7 тыс. вагонов на сумму 237 млрд руб.
Помимо обновления парка вагонов в РЖД намерены построить второй Северомуйский тоннель на Байкало-Амурской магистрали (БАМ). По словам главы РЖД Олега Белозерова, это даст возможность провозить не 16 млн, а 100 млн тонн грузов. По оценкам Института экономики и развития транспорта, такое строительство обойдется в 261 млрд руб.
Первый Северомуйский тоннель строился на Байкало-Амурской магистрали с перерывами в течение 26 лет и был открыт в конце 2003 года. Его ввод в эксплуатацию дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов. В настоящее время тоннель протяженностью более 15 км является самым длинным в России.
Если суммировать затраты на две масштабные программы, окажется, что в ближайшие годы РЖД выделит около 500 млрд руб. на строительство тоннеля и рекордную закупку вагонов.
Поначалу такие затраты утяжелят финансовый баланс компании, и если бы речь шла об акциях, то такие капитальные расходы могли бы привести к снижению котировок на горизонте нескольких месяцев, считает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. Но акции РЖД невозможно купить — компания на 100% принадлежит государству.
Однако если инвесторы посмотрят на другой финансовый инструмент РЖД — облигации , где гарантированы фиксированные купонные выплаты, то в конечном счете это подогреет интерес и долгосрочно увеличит спрос на них. Заметнее всего это проявится через полтора-два года — по мере того, как компания приступит к реализации мегапроектов и преодолеет временной «экватор» готовности, считает Пушкарев. По его словам, финансовая устойчивость РЖД практически абсолютна.
Какие лучше выбрать?
Quote попросил аналитиков оценить три выпуска облигаций РЖД с погашением в 2032-2033 годах и доходностью до 9,26%. Данные бумаги могут вызвать более активный интерес среди представителей азиатских перевозчиков, которые готовы будут в них вложиться для диверсификации доходов от использования новой более скоростной железнодорожной магистрали, полагает Петр Пушкарев.
«В связи с этим серьезный, хотя и очень постепенный рост спроса и котировок можно ждать по всем указанным облигациям РЖД, так как они все имеют хороший по срокам горизонт выплат порядка 13-14 лет, а значит, проекты успеют выйти на окупаемость», — считает эксперт.
Облигации РЖД — очень консервативный инструмент, поскольку до погашения им еще около 15 лет, а доходность они показывают на уровне 10-летних облигаций федерального займа (ОФЗ). Такую оценку привел аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Что касается новостей о закупках пассажирских вагонов и строительстве второго Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали, то они не делают облигации компании привлекательнее, считает эксперт. «Эта инвестпрограмма наверняка увеличит долговую нагрузку, и для держателей облигаций это означает, что они принимают повышенные риски», — предупредил Антонов.
«Не думаю, что новости о рекордном контракте на закупку вагонов и строительстве тоннеля на БАМе существенно поднимет спрос на облигации РЖД. Все же, контракт на закупку вагонов предполагает значительные вложения средств РЖД, что не очень позитивно для владельцев облигаций компании как кредиторов», — согласилась с коллегой аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
Модернизация БАМа — долгоиграющий проект сроком до 2025 года, но он «манит» перспективами улучшения ситуации с потоками средств от грузоперевозок. «Тем более, что грузоперевозки — основной источник доходов РЖД», — подчеркнула Соснова.
При этом сами облигации РЖД, по мнению представителя «Фридом Финанс» — довольно интересный инструмент из-за доходности около 9,3%. «Сложно забыть, что РЖД — благонадежная госкомпания, монополист в области железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок в России. Маржа по EBITDA в 2018 году, по оценкам, составила около 22%», — добавила Соснова.
Наибольший смысл, по мнению Петра Пушкарева из TeleTrade, сейчас видится в покупке облигаций выпуска RU000A0ZYU05, так как стоят эти бумаги сейчас менее 91% от номинала. «Дно стоимости в 88% в сентябре пройдено, при этом текущая доходность данной облигации к погашению составляет 9,26% годовых: на 0,75% выше, чем по ОФЗ — совсем неплохая премия», — оценил аналитик.
Частным инвесторам можно смело покупать облигации РЖД — они в среднем по доходности выше облигаций федерального займа на 70-90 базисных пунктов, заявил руководитель отдела управления бумагами с фиксированной доходностью управляющей компании «Открытие» Дмитрий Космодемьянский.
«Однако необходимо будет смириться с достаточной степенью волатильности бумаги: во-первых, это все-таки облигация, а не депозит. Во-вторых, из почти всех корпоративных бумаг через полгода-год уходит ликвидность , и продать быстро по хорошей цене небольшой объем бумаг будет сложно», — предупредил Космодемьянский.
«С моей точки зрения, никакие серьезные затраты на любые мегаломанские проекты, будь то Северомуйский туннель, дорога Салехард-Игарка или Москва-Пекин, не сдвинут РЖД с места на рынке облигаций. Это место среди убыточных или слабоприбыльных государственных компаний, выполняющих особые поручения государства», — добавил представитель «Открытия».
В надежности инвестирования средств в облигации РЖД сомневаться не приходится, но в связи с длительностью погашения инфляция может перекрыть весь прогнозируемый доход по облигациям, предупредил ведущий экономист компании «ФинИст» Денис Лисицын. «Кроме того, возможное снижение котировок по данным инструментам из-за того, что РЖД все-таки социально ориентированная компания и имеет стратегический вектор развития в рамках государства, делает эти финансовые инструменты менее привлекательными», — считает он.
Однако если учесть тот факт, что РЖД будет заключать контракт на закупку 3731 вагона при участии Государственной транспортной лизинговой компании, то инвестиции именно в данные облигации выглядят крайне перспективно. «Эта облигация была бы более интересна для инвестирования, так как выпускается в долларовом эквиваленте, что уже само по себе гарантирует сбережение средств от инфляционных процессов, связанных с повышением курса доллара США к рублю», — считает Лисицын.
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Источник