Верификация зеленых финансовых инструментов
Каким образом подтверждается соответствие финансового инструмента «зеленой» методологии?
Каким образом проводится отбор верификаторов?
С 01.04.2022 формирование заключений в стандартизированном шаблоне является обязательным. До 01.04.2022 формирование заключений в стандартизированном шаблоне рекомендуется, но не является обязательным, и верификаторы могут формировать заключения в собственных шаблонах.
Перечень документов, запрашиваемых верификатором финансового инструмента устойчивого развития у инициатора финансового инструмента устойчивого развития для проведения верификации финансового инструмента устойчивого развития
1. Корпоративные документы инициатора финансового инструмента устойчивого развития или проекта устойчивого развития (далее — инициатор) — юридического лица (при наличии или отсутствии документов в открытых источниках информации):
- устав;
- организационная структура инициатора (при наличии экологического комитета (проектного офиса) или лица, ответственного за вопросы экологии, — распорядительные документы о комитете (проектном офисе) и (или) ответственном лице, при привлечении внешних специалистов (консультантов) — порядок отбора специалистов и консультантов, информация о ранее привлеченных специалистах (консультантах) с соблюдением ограничений по конфиденциальности предоставления указанной информации);
- краткое описание финансово-хозяйственной деятельности, операционных сегментов и географии осуществления финансово-хозяйственной деятельности инициатора;
- документ, содержащий информацию о стратегических планах развития;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность за 3 предшествующих года (заверенная аудитором, при наличии обязанности аудирования отчетности), дата предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности за которые наступила по состоянию на дату предоставления документов для верификации. В случае если инициатор существует менее 3 лет бухгалтерская (финансовая) отчетность предоставляется за период фактической деятельности инициатора;
- информация о лицах, входящих в состав органов управления инициатора.
2. Документы инициатора — публично-правового образования (при наличии или отсутствии документов в открытых источниках информации):
- отраслевая структура расходов бюджета;
- фактическое и планируемое участие в зеленых проектах и адаптационных проектах;
- социально-экономические показатели за последний закончившийся год;
- текущая структура государственного долга;
- план (прогноз) по привлечению заимствований и предоставлению государственных гарантий на текущий год и последующие два года;
- крупнейшие налогоплательщики (ТОП-10);
- размещение свободных денежных средств бюджета и финансовые вложения;
- утвержденные законы о бюджете на текущий год и плановый 2-летний период;
- отчеты об исполнении бюджета на актуальную дату текущего года и за 2 предшествующих года.
3. Документы, описывающие политику инициатора в области реализации проектов устойчивого развития:
- экологическая политика;
- материалы, регламентирующие процедуры контроля экологических, природно-климатических рисков и управления такими рисками (раскрытие экологических и природно-климатических рисков производится в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг);
- сведения об организации управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, внутреннего контроля и внутреннего аудита.
4. Документы для оценки соответствия финансового инструмента устойчивого развития требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»:
- эмиссионная документация или ее проект (решение о выпуске облигаций, проспект облигаций или программы облигаций);
- описание проекта устойчивого развития, для финансирования и (или) рефинансирования которого будут использоваться денежные средства, полученные от размещения «зеленых облигаций» (для зеленых облигаций) (не применяется для государственных и муниципальных облигаций), с указанием качественных и количественных показателей, характеризующих положительное воздействие на окружающую среду в результате его реализации (при расчете показателей, характеризующих воздействие реализуемого проекта устойчивого развития на окружающую среду, рекомендуется применять положения, определенные в подходах к оценке воздействия проектов устойчивого развития на окружающую среду и климат);
- перечень внутренних документов (политика) и применяемых процедур в области отбора и оценки проектов устойчивого развития;
- план по использованию всех привлеченных денежных средств на цели, связанные с финансированием и (или) рефинансированием проекта устойчивого развития;
- политика, стандарты и процедуры, определяющие порядок использования и управления денежными средствами, привлеченными посредством выпуска финансового инструмента устойчивого развития, описание механизма контроля за целевым использованием привлеченных денежных средств в рамках финансовых инструментов устойчивого развития, использование которого обязуется обеспечить инициатор;
- отчет эмитента с целевым использованием денежных средств, привлеченных в рамках финансовых инструментов устойчивого развития;
- отчет о целевом использовании денежных средств, полученных в рамках кредитного договора (кредитной линии).
5. Документы в отношении проектов устойчивого развития, находящихся в стадии реализации:
- отчеты об экологических эффектах от реализации проектов устойчивого развития, финансируемых за счет привлечения денежных средств посредством выпуска финансовых инструментов устойчивого развития;
- заключения третьих лиц (например, органов по сертификации, и т.д.) о достижении показателей экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития, финансируемых за счет привлечения денежных средств посредством выпуска финансовых инструментов устойчивого развития (если показатели экологического эффекта требуют сертификации или иного подтверждения третьей стороной или если оно проведено по инициативе инициатора или оператора проекта устойчивого развития);
- заключения государственной экологической экспертизы (если в отношении объектов проекта устойчивого развития законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе предусмотрено проведение экологической экспертизы).
Источник
Верификация зеленых финансовых инструментов
Каким образом подтверждается соответствие финансового инструмента «зеленой» методологии?
Каким образом проводится отбор верификаторов?
С 01.04.2022 формирование заключений в стандартизированном шаблоне является обязательным. До 01.04.2022 формирование заключений в стандартизированном шаблоне рекомендуется, но не является обязательным, и верификаторы могут формировать заключения в собственных шаблонах.
Перечень документов, запрашиваемых верификатором финансового инструмента устойчивого развития у инициатора финансового инструмента устойчивого развития для проведения верификации финансового инструмента устойчивого развития
1. Корпоративные документы инициатора финансового инструмента устойчивого развития или проекта устойчивого развития (далее — инициатор) — юридического лица (при наличии или отсутствии документов в открытых источниках информации):
- устав;
- организационная структура инициатора (при наличии экологического комитета (проектного офиса) или лица, ответственного за вопросы экологии, — распорядительные документы о комитете (проектном офисе) и (или) ответственном лице, при привлечении внешних специалистов (консультантов) — порядок отбора специалистов и консультантов, информация о ранее привлеченных специалистах (консультантах) с соблюдением ограничений по конфиденциальности предоставления указанной информации);
- краткое описание финансово-хозяйственной деятельности, операционных сегментов и географии осуществления финансово-хозяйственной деятельности инициатора;
- документ, содержащий информацию о стратегических планах развития;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность за 3 предшествующих года (заверенная аудитором, при наличии обязанности аудирования отчетности), дата предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности за которые наступила по состоянию на дату предоставления документов для верификации. В случае если инициатор существует менее 3 лет бухгалтерская (финансовая) отчетность предоставляется за период фактической деятельности инициатора;
- информация о лицах, входящих в состав органов управления инициатора.
2. Документы инициатора — публично-правового образования (при наличии или отсутствии документов в открытых источниках информации):
- отраслевая структура расходов бюджета;
- фактическое и планируемое участие в зеленых проектах и адаптационных проектах;
- социально-экономические показатели за последний закончившийся год;
- текущая структура государственного долга;
- план (прогноз) по привлечению заимствований и предоставлению государственных гарантий на текущий год и последующие два года;
- крупнейшие налогоплательщики (ТОП-10);
- размещение свободных денежных средств бюджета и финансовые вложения;
- утвержденные законы о бюджете на текущий год и плановый 2-летний период;
- отчеты об исполнении бюджета на актуальную дату текущего года и за 2 предшествующих года.
3. Документы, описывающие политику инициатора в области реализации проектов устойчивого развития:
- экологическая политика;
- материалы, регламентирующие процедуры контроля экологических, природно-климатических рисков и управления такими рисками (раскрытие экологических и природно-климатических рисков производится в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг);
- сведения об организации управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, внутреннего контроля и внутреннего аудита.
4. Документы для оценки соответствия финансового инструмента устойчивого развития требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»:
- эмиссионная документация или ее проект (решение о выпуске облигаций, проспект облигаций или программы облигаций);
- описание проекта устойчивого развития, для финансирования и (или) рефинансирования которого будут использоваться денежные средства, полученные от размещения «зеленых облигаций» (для зеленых облигаций) (не применяется для государственных и муниципальных облигаций), с указанием качественных и количественных показателей, характеризующих положительное воздействие на окружающую среду в результате его реализации (при расчете показателей, характеризующих воздействие реализуемого проекта устойчивого развития на окружающую среду, рекомендуется применять положения, определенные в подходах к оценке воздействия проектов устойчивого развития на окружающую среду и климат);
- перечень внутренних документов (политика) и применяемых процедур в области отбора и оценки проектов устойчивого развития;
- план по использованию всех привлеченных денежных средств на цели, связанные с финансированием и (или) рефинансированием проекта устойчивого развития;
- политика, стандарты и процедуры, определяющие порядок использования и управления денежными средствами, привлеченными посредством выпуска финансового инструмента устойчивого развития, описание механизма контроля за целевым использованием привлеченных денежных средств в рамках финансовых инструментов устойчивого развития, использование которого обязуется обеспечить инициатор;
- отчет эмитента с целевым использованием денежных средств, привлеченных в рамках финансовых инструментов устойчивого развития;
- отчет о целевом использовании денежных средств, полученных в рамках кредитного договора (кредитной линии).
5. Документы в отношении проектов устойчивого развития, находящихся в стадии реализации:
- отчеты об экологических эффектах от реализации проектов устойчивого развития, финансируемых за счет привлечения денежных средств посредством выпуска финансовых инструментов устойчивого развития;
- заключения третьих лиц (например, органов по сертификации, и т.д.) о достижении показателей экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития, финансируемых за счет привлечения денежных средств посредством выпуска финансовых инструментов устойчивого развития (если показатели экологического эффекта требуют сертификации или иного подтверждения третьей стороной или если оно проведено по инициативе инициатора или оператора проекта устойчивого развития);
- заключения государственной экологической экспертизы (если в отношении объектов проекта устойчивого развития законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе предусмотрено проведение экологической экспертизы).
Источник
Что такое «зеленые» облигации
Что такое «зеленые» облигации
Это один из активов ответственного инвестирования (ESG) — подхода, при котором выбор ценных бумаг основывается на экологических, социальных и управленческих (Environmental, Social, Governance) факторах. Делая вложения в «зеленые» облигации, инвестор освобождает себя от переживаний по поводу окружающей среды, ведь выпускаются они для финансирования экологических проектов.
По механике «зеленые» облигации ничем не отличаются от обычных — это те же долговые бумаги с фиксированным доходом. Инвестор на определенный срок дает свои средства взаймы эмитентам — организациям, выпустившим облигации. Однако в этом случае привлекаемые финансы идут на улучшение экологической обстановки и минимизацию наносимого природе вреда: развитие возобновляемых источников энергии, сохранение биоразнообразия, рекультивацию земель, строительство комплексов по переработке отходов, внедрение электротранспорта, совершенствование очистных сооружений, адаптацию к изменению климата и пр.
В чем особенность «зеленых» облигаций
Чтобы получить официальный статус «зеленых», выпуск облигаций должен соответствовать особым принципам — Green Bond Principies (GBP), которые сформулировала международная ассоциация рынков капитала International Capital Markets Association (ICMA), либо подходить под требования организации Climate Bonds Initiative. Подтвердить «зеленость» облигаций должен внешний эксперт — компания-верификатор. Если у независимой проверки не возникает вопросов к использованию средств, процессу отбора проектов и отчетности, облигации могут считаться «зелеными». Однако и после выхода бумаг на рынок эмитенты должны регулярно сообщать о тратах и реализации своих природоохранных работ.
Когда появились «зеленые» бонды
В 2007 году Европейский инвестиционный банк выпустил первую «экологическую» облигацию под названием Climate Awareness Bonds. Средства предназначались для финансирования проектов в области альтернативных источников энергии и повышения энергоэффективности. Годом позже Международный банк реконструкции и развития, выпустил облигации, которые уже носили название «зеленые» (Green Bonds). Затем подобные бумаги стали выпускать и другие наднациональные институты и банки развития. Перелом наступил в 2013 году, когда с «зелеными» бондами на рынок вышли крупные компании. С тех пор выпуск подобных облигаций неуклонно растет.
Бум на мировом рынке
По оценке международной организации Climate Bonds Initiative совокупный объем эмиссии «зеленых» облигаций с 2007 по 2020 годы достиг $1,1 трлн, хотя еще в 2012-м эта сумма не превышала $3,1 млрд. Среди регионов на первом месте по выпуску «зеленых» облигаций стоит Европа — $432,5 млрд, на втором — Северная Америка ($237,6 млрд), на третьем — Азиатско-Тихоокеанский регион ($219,3 млрд).
Разбивка по странам выглядит иначе. США — самый крупный игрок на рынке «зеленых» облигаций, выпустивший за последние 13 лет бумаг на сумму $211,7 млрд. За ними идут Китай ($127,3 млрд) и Франция ($115,6 млрд). Пятерку самых активных замыкают Германия и Нидерланды. Большая часть получаемых инвестиций направляется в энергетический сектор, строительство и транспорт. Совокупно эти три сегмента составляют около 80% рынка «зеленых» бондов.
Помимо «зеленых» на мировых биржах появились социальные облигации и облигации устойчивого развития. ESG-повестка на финансовых рынках — не мода, но долгосрочная мировая тенденция, появившаяся из Целей Устойчивого Развития ООН. Инвесторы все чаще будут обращать внимание не только на операционные и финансовые показатели, но и на подход компаний к ответственному ведению своей деятельности.
Кто выпускает «зеленые» облигации
Эмитентами выступают корпорации, девелоперы, муниципалитеты, правительства стран и регионов, наднациональные институты. В мировом соотношении большая часть выпуска «зеленых» облигаций приходится на финансовые и производственные компании, а также на банки развития. В число крупнейших эмитентов входят финансовый конгломерат Fannie Mae и такие компании как SNCF, Berlin Hyp, Apple, Engie, ICBC, Credit Agricole. Однако в 2020 году к активному выпуску «зеленых» бондов подключился и государственный сектор: центральные и региональные правительства и госкорпорации.
Преимущества «зеленых» бумаг
Выпуская «зеленые» бонды, организации получают ряд значительных привилегий: улучшение имиджа, приток новых инвесторов и привлечение ресурсов для экопроектов на выгодных условиях. В зарубежной практике некоторым эмитентам «зеленых» облигаций положены особые льготы. Например, они могут не выплачивать купоны (процентные платежи по облигациям) сами — эту функцию полностью или частично берет на себя государство. Инвесторы, в свою очередь, могут освобождаться от уплаты подоходного налога с процентов по «зеленым» бондам. Показательный пример — действия США в отношении облигаций Clean Renewable Energy Bonds (CREB) и Qualified Energy Conservation Bond (QECB). Правительство выплачивает по ним 70% купона, поэтому эмитентам на местах выгодно развивать программы по альтернативной энергии и ресурсосбережению.
В результате все в плюсе: государство получает гарантию на выполнение нужного экологического проекта, эмитент — заем на приятных условиях, а инвесторы — не облагаемый налогом доход. Это еще одна причина популярности «зеленых» облигаций.
Биржевые индексы и фонды
Чтобы отслеживать «зеленые» бонды и определять их среднюю доходность, на мировых биржах созданы специальные индексы. Самые крупные из них:
- Bloomberg Barclays MSCI Green Bond Index
- S&P Green Bond Index
- Bank of America Merrill Lynch Green Bond Index
- The Solactive Green Bond Index
Также появились биржевые фонды, отслеживающие эти индексы. Например, iShares Global Green Bond ETF с тикером BGRN и VanEck Vectors Green Bond ETF (GRNB). Купив акцию биржевого фонда, инвестор приобретает долю «пирога», составленного из множества выпусков «зеленых» бондов.
«Зеленые» облигации в России
В нашей стране тренд на ответственное инвестирование только зарождается, однако первые шаги уже сделаны. Дебютный выпуск официальных «зеленых» бондов состоялся в 2018 году — компания «Ресурсосбережение ХМАО» разместила на Московской бирже выпуск облигаций объемом ₽1,1 млрд. Средства привлекались на создание межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов в Нефтеюганском районе. По оценкам зарубежных экспертов, бумаги соответствуют «зеленым» принципам GBP. В 2019 году они попали в международный реестр Environmental Finance Bond Database, а затем в базу Green, Social and Sustainability Bond Database.
Первой российской компанией, разместившей «зеленые» облигации на внешнем рынке, стала РЖД. Выпуск был сделан в мае 2019 года — объем составил €500 млн. Предполагается, что «зеленые» деньги пойдут на финансирование кредитов, привлеченных на покупку электровозов и пассажирских поездов «Ласточка».
Летом 2019 года на Московской бирже появился отдельный сектор «Устойчивое развитие» — тут можно найти перечень торгующихся «зеленых» и социальных облигаций. Сейчас инвесторам доступны «зеленые» бонды от московского девелопера ФПК «Гарант-Инвест», финансового общества «РуСол 1», банка «Центр-Инвест» и транспортной компании ООО ТКК.
Также этой весной на Московской бирже впервые состоялся выпуск субфедеральных «зеленых» облигаций — столичное правительство разместило их в объеме ₽70 млрд. Власти Москвы намерены направить средства на реализацию проектов по снижению выбросов углекислого газа и загрязняющих веществ от автотранспорта. А именно — заменить автобусный парк Москвы на электробусы, построить новые станций метро и отреставрировать старые. Размещение оказалось удачным — спрос превысил объем выпуска на 20%.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.
Источник